31 марта 2006 г.
День учителя английского языка (день 2-й)
Репортаж
Известный педагог, психолог, автор множества учебных пособий Татьяна Клементьева на мастер-классе “Игровые методы обучения” обратилась к сложнейшим темам курса. Одни временные формы глагола чего стоят! Но дети запомнят их на всю жизнь, если перед ними на парте будут лежать рядом с тетрадью две конфетки: “я съем конфету”, “я ем конфету”, “я съел конфету”. Учительница из зала, которую Татьяна Борисовна попросила сыграть роль ученицы, так увлеклась, что съела конфеты досрочно, не успев выговорить нужной фразы. Зато в полной мере ощутила сладость образовательного процесса. Всевозможные лото, разноцветные карточки, азартные состязания… Зал долго не желал расходиться. “Вам я слишком много объясняю, – уточняет Клементьева, – а на нормальном уроке 90% времени работают дети, и только 10% – учитель. Осваиваешь язык тогда, когда сам что-то делаешь”. “Школьникам не чужие объяснения нужны, а живой радостный опыт”, – поддержала коллегу американская преподавательница Эйрин Боума и показала, как сделать урок по-настоящему живым. Например, обычные бумажные пакетики она превратила в смешных кукол. Их можно одеть на руку и устроить целый театр: разыгрывать диалоги, пьесы.
Зачем ребенку учить чужой язык? Чтобы сказать по-английски то, что он уже сто раз говорил по-русски: “Меня зовут Петя”? Вряд ли это увлечет малыша. А вот если с помощью английского языка он познакомится с героями иноземных книг, мультфильмов, тогда борьба с трудными звуками и буквами покажется ненапрасной. Именно эту идею положил в основу своего УМК (учебно-методического комплекта) “The World of English” профессор Владимир Кузовлев. Особенное внимание он уделил учебнику для начинающих. “Первый год изучения языка – самый важный, – считает автор. – Если у детей сразу не появится интерес к предмету, если они сразу не почувствуют себя способными, успешными, они просто не станут дальше учиться”. Чтобы поддержать учеников, педагог должен понимать, в чем главная проблема каждого отдельного ребенка. В книге даны всевозможные диагностические упражнения, которые не знания детей проверяют, а выявляют их индивидуальные особенности. Есть и развивающие задания. Не на лексику-грамматику, а на память, артикуляцию, слух.
Прекрасные яркие книги для малышей и учеников средней школы представили также компания “Британия”, издательство “Титул”.
Старшеклассники уже не так увлечены гномиками, кубиками, карточками. Это понимает опытный учитель Ольга Корчажкина, чей семинар “Мультимедийные технологии в обучении интегрированным навыкам речевой деятельности” вызвал, пожалуй, наибольшее количество восторженных откликов. Дело не только в красивой компьютерной презентации. Темой уроков становятся актуальные проблемы подросткового мира: жизнь кинозвезд, любимые фильмы. “Кстати, и на ЕГЭ требуется рассказать о фильме”, – напомнила Ольга Максимовна.
Прежде всего подростку интересен он сам. Но так непросто ему оценить себя, признать ошибки, увидеть реальные достижения. “Этого и педагоги часто не умеют, – уверяет Ирина Солокова, представитель издательства “Лонгман”. – По данным опроса, у 80% учителей заниженная самооценка, у 17% – завышенная. И то и другое не очень хорошо. Только трое из ста оценили себя адекватно. Значит, нам надо учиться этому вместе с детьми”. Если в учебнике даны задания разного уровня сложности, стоит обсуждать с учениками мотивы выбора, его основания. Стоит потратить время на размышления: что я сделал, чего достиг “за отчетный период”. Умение рефлексировать сегодня востребовано. Описание личного учебного опыта – непременная составная часть портфолио, представляемого на соискание международного сертификата, стажировки. Это учитывают многие авторы учебников, программ элективных курсов для старшеклассников. Об этом говорили и Людмила Беликова, специалист редакции иностранных языков издательства “Дрофа”, и Виктория Сафонова, представлявшая свой УМК “English Profile”, Ирина Темнова, заместитель главы представительства издательства “Макмиллан” в России.
Но самое яркое событие Дня, как и в прошлом году, связано с презентацией проектов MELTA (Московской ассоциации учителей английского языка). Взрослые участники aссоциации делают множество нужных и важных дел, в частности защищают права своих коллег. Но главная их заслуга сегодня в том, что они уступили место на сцене настоящим подросткам, веселым, обаятельным, свободно и с удовольствием говорящим по-английски. Тем самым, про качественное обучение которых так много спорили в Доме учителя. Ребята представили свой молодежный клуб “YES” , продемонстрировали образцы ораторского искусства (конкурс, конечно, организован MELTA). “Присоединяйтесь к нам. Добро пожаловать!” Так завершила презентацию Алена Громушкина, главный редактор газеты “Английский язык” и главный организатор праздника.
Людмила Печатникова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru