12 марта 2007 г.
День дошкольного образования (день 1-й) Программа дня
Репортаж
«Психолого-педагогические основы предшкольного образования» излагала доктор психологических наук Елена Кравцова. И хотя гуманистические идеи этого замечательного психолога известны многим, было важно услышать это вновь: обучающие ситуации для детей предшкольного возраста – игровые. Только воображение помогает ребенку постигать реальность. Только приподнимаясь над ней, ребенок может ее осваивать. Учится, например, он лучше всего тогда, когда сам учит. Но есть ли у наших детей такая возможность, предлагаем ли мы ситуации, когда он вступает в деятельность в другой, отличной от собственной позиции?
Тема лекции доктора психологии и педагогики Александра Савенкова поначалу настораживала: «Детские исследования как способ обучения старших дошкольников». Но только поначалу. «Человек рождается исследователем. С первых дней жизни он проводит собственные эксперименты, наблюдает, делает выводы. Аппетит к познанию у него огромный. Использовать этот ресурс в образовании – наша обязанность», – утверждал докладчик. По его мнению, исследовательское поведение можно и нужно поощрять с ранних лет, используя адекватные возрасту методики. И это не только слова: уже третий год под руководством Александра Савенкова проводится конкурс «Я исследователь», в котором участвуют дети до 8 лет, дошкольники и младшие школьники. Это не копирование взрослых форм исследовательской работы, а создание среды, поощряющей ребенка к размышлению об окружающем мире в присущих возрасту формах. Более подробно с организацией и методикой проведения конкурса вы можете познакомиться на сайте: www.intelgame.ru в разделе «Умный ребенок».
Выступление Елены Бережковской, заведующей лабораторией психопедагогики Института психологии им. Л.С. Выготского, шло три часа. А тема-то, казалось бы, такая узкая: «Диагностика готовности детей предшкольного возраста к обучению чтению». Однако хорошо ли мы понимаем, чем должна стать книга в жизни ребенка? Учим ли мы читать для того, чтобы ребенок мог получать из книг информацию, необходимую для учения, или все-таки хотим, чтобы чтение стало фактором психического развития человека – школой эмоций, развития чувств? По данным исследователей, именно в юношеском возрасте у человека бывает полноценная эстетическая реакция на художественный текст. А если чтения как такового нет?
Зачастую отторжение от чтения вырабатывается в период целенаправленного обучения чтению. Поэтому главная задача воспитателей детей 3 – 4 лет – создание ненасильственного контекста для чтения и писания. Для этого лучше всего подходит среда разновозрастного общения. Создание ситуаций, когда, например, старшие будут записывать за младшими какие-то слова. Допустим, подписать рисунок именем ребенка. Тогда младший сам будет стремиться изобразить буквы, хотя бы как рисунок. Или затеять подписывание всех предметов, находящихся в комнате: аквариум, шкафчик, цветок. Через некоторое время, допустим, «налетел ветер» и все таблички перемешал. Смогут ли младшие сами вернуть на место надписи? А вместе со старшими? Карта самодельная – очень удобная вещь: висит себе и висит, иногда обращаем внимание на подписи объектов, и дети привыкают к образам слов, еще не зная букв. Не все в развитии требует немедленной интеллектуализации, по Выготскому, понятие возникает из наработанного праксиса. Ведь когда малыш произносит считалку, он не задумывается о том, что «раз, два, три, четыре, пять» – это счет, однако этот опыт сработает в тот момент, когда он действительно начнет считать.
Итак, главное для нас – создание неотчужденных ситуаций, в которых письмо и чтение востребованы. Принцип конкретно-практических целей важен и потому, что дошкольник еще не готов принять учебную задачу, а вот по неучебным мотивам он может действовать. Поэтому все идут гулять в парк, а потом составляют план своего пути – и на маршруте у каждого появляются его ключевые слова, отражающие те моменты, которые значимы для ребенка.
В общем, усилий для того, чтобы ребенок научался попутно, постепенно, требуется очень много. Но ведь и результат того стоит: чтение удивляет, влечет, нравится, завораживает.
Елена Смирнова и Виктория Холмогорова хорошо известны как читателям газеты «Дошкольное образование», так и слушателям Педагогического университета «Первое сентября». Многие гости этого марафонского дня специально приехали на встречу с ними: активно участвовали в занятии, долго не отпускали по окончании лекции «Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». На занятиях у Елены Смирновой и Виктории Холмогоровой педагоги не только писали, но и проигрывали ситуации, добавляя им креативности, вводя их в новые контексты.
«Наши тени, – говорит Виктория Холмогорова, – они делают то же, что и мы, только молча. Давайте поиграем в тени», – этот запрет на речь сосредоточивает внимание на действиях, своих и чужих. Целое дело – научить малыша замечать других, обращать внимание на сверстника или уподобляться ему. Можно образовывать круги по цвету глаз, строиться в ряд по цвету волос – от самого темного до самого светлого. И это не так уж просто для ребенка – играть в зеркало, повторяя движения стоящего напротив. Можно образовать пары кошечек, курочек, собачек, потом одному в паре завязать глаза и предложить искать другого по характерным звукоподражаниям, которые тот посылает своему «братику» или «сестренке». Кульминацией этого занятия для всех стала сценка «за стеклом» в исполнении воодушевленных педагогов: «Вася», находясь на улице, знаками объяснял «Пете», стоящему с продуктовой тележкой в магазине, что тот должен купить. Надо сказать, эмпатия у педагогов-дошкольников превосходная.
На Татьяну Ткаченко, логопеда-практика высшей квалификации, пришло столько слушателей, что даже подойти к аудитории не представлялось возможным. Тема – «Формирование и развитие связной речи у дошкольников». По авторскому пособию с таким же названием работает вся страна. В коридоре было слышно: «Чем фразовая речь отличается от связной? Как подбодрить ребенка к разговору? Только действием, переходя от него к словесному описанию…». По окончании занятия педагоги сокрушенно вздыхали: «Это единственное, что у нас есть в логопедии!».
По теме «Влияние психо-физиологических особенностей детей 5 – 7 лет на выбор методики образовательного процесса» можно было услышать много интересного от Натальи Холмогоровой, заведующей лабораторией психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации МГППУ. Ни одна проблема ребенка не допускает автоматического действия педагога – ни по поводу левшества, ни по поводу гиперактивности нет окончательных и однозначных решений. Однако педагоги, стремясь поступать «по науке», часто просто ломают в ребенке то, что заложено природой, создают искусственные связи, а с ними и новые проблемы: невротичность, замедленные реакции. Особенно опасно «ломать» детей до 4-х лет. Они все – правополушарные, у всех есть певческий центр, расположенный рядом с речевым. Лишь на пятом году речевой центр перемещается в левое полушарие…
Стихийный обмен мнениями шел на протяжении всего дня – как между слушателями, так и между лекторами. От первых было слышно: «Интересно не только послушать, но и пообщаться с корифеями предшкольного образования, рассказать о своей работе и услышать их оценку». Что правда то правда: один педагог-дефектолог из Коломны привез свое пособие для развития речи тяжелых детей, просил специалистов посмотреть; учительница из Рязани привезла свою статью… А корифеи были тоже немало взбудоражены: «Какая же разная подготовка у слушателей: кто-то уже достаточно искушен в методике, а кто-то не очень – запросы разные».
…В уже пустеющем вестибюле мы встретились с Софьей Густавовной Якобсон, патриархом психологии дошкольного детства, и я попросила ее сказать несколько слов – специально для тех читателей нашей газеты, которые не смогли в этот день оказаться в Московском доме учителя. Вот что она сказала: «Критически относитесь к тому, что вам говорят, что пишут в книгах. Как бы известен или остепенен ни был человек, пользуйтесь в первую очередь здравым смыслом, надейтесь на собственный интеллект. Сами думайте и никогда не чувствуйте себя запуганными!»
Что ж, будем стараться…
Людмила Кожурина
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||||
11:00 – 12:15 |
| |||||
12:30 – 13:45 |
| |||||
14:00 – 15:15 |
| |||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |