Рейтинг@Mail.ru

12 марта 2007 г.

День дошкольного образования (день 1-й)  Программа дня

Репортаж

«Психолого-педагогические основы предшкольного образования» излагала доктор психологических наук Елена Кравцова. И хотя гуманистические идеи этого замечательного психолога известны многим, было важно услышать это вновь: обучающие ситуации для детей предшкольного возраста – игровые. Только воображение помогает ребенку постигать реальность. Только приподнимаясь над ней, ребенок может ее осваивать. Учится, например, он лучше всего тогда, когда сам учит. Но есть ли у наших детей такая возможность, предлагаем ли мы ситуации, когда он вступает в деятельность в другой, отличной от собственной позиции?

Тема лекции доктора психологии и педагогики Александра Савенкова поначалу настораживала: «Детские исследования как способ обучения старших дошкольников». Но только поначалу. «Человек рождается исследователем. С первых дней жизни он проводит собственные эксперименты, наблюдает, делает выводы. Аппетит к познанию у него огромный. Использовать этот ресурс в образовании – наша обязанность», – утверждал докладчик. По его мнению, исследовательское поведение можно и нужно поощрять с ранних лет, используя адекватные возрасту методики. И это не только слова: уже третий год под руководством Александра Савенкова проводится конкурс «Я исследователь», в котором участвуют дети до 8 лет, дошкольники и младшие школьники. Это не копирование взрослых форм исследовательской работы, а создание среды, поощряющей ребенка к размышлению об окружающем мире в присущих возрасту формах. Более подробно с организацией и методикой проведения конкурса вы можете познакомиться на сайте: www.intelgame.ru в разделе «Умный ребенок».

Выступление Елены Бережковской, заведующей лабораторией психопедагогики Института психологии им. Л.С. Выготского, шло три часа. А тема-то, казалось бы, такая узкая: «Диагностика готовности детей предшкольного возраста к обучению чтению». Однако хорошо ли мы понимаем, чем должна стать книга в жизни ребенка? Учим ли мы читать для того, чтобы ребенок мог получать из книг информацию, необходимую для учения, или все-таки хотим, чтобы чтение стало фактором психического развития человека – школой эмоций, развития чувств? По данным исследователей, именно в юношеском возрасте у человека бывает полноценная эстетическая реакция на художественный текст. А если чтения как такового нет?

Зачастую отторжение от чтения вырабатывается в период целенаправленного обучения чтению. Поэтому главная задача воспитателей детей 3 – 4 лет – создание ненасильственного контекста для чтения и писания. Для этого лучше всего подходит среда разновозрастного общения. Создание ситуаций, когда, например, старшие будут записывать за младшими какие-то слова. Допустим, подписать рисунок именем ребенка. Тогда младший сам будет стремиться изобразить буквы, хотя бы как рисунок. Или затеять подписывание всех предметов, находящихся в комнате: аквариум, шкафчик, цветок. Через некоторое время, допустим, «налетел ветер» и все таблички перемешал. Смогут ли младшие сами вернуть на место надписи? А вместе со старшими? Карта самодельная – очень удобная вещь: висит себе и висит, иногда обращаем внимание на подписи объектов, и дети привыкают к образам слов, еще не зная букв. Не все в развитии требует немедленной интеллектуализации, по Выготскому, понятие возникает из наработанного праксиса. Ведь когда малыш произносит считалку, он не задумывается о том, что «раз, два, три, четыре, пять» – это счет, однако этот опыт сработает в тот момент, когда он действительно начнет считать.

Итак, главное для нас – создание неотчужденных ситуаций, в которых письмо и чтение востребованы. Принцип конкретно-практических целей важен и потому, что дошкольник еще не готов принять учебную задачу, а вот по неучебным мотивам он может действовать. Поэтому все идут гулять в парк, а потом составляют план своего пути – и на маршруте у каждого появляются его ключевые слова, отражающие те моменты, которые значимы для ребенка.

В общем, усилий для того, чтобы ребенок научался попутно, постепенно, требуется очень много. Но ведь и результат того стоит: чтение удивляет, влечет, нравится, завораживает.

Елена Смирнова и Виктория Холмогорова хорошо известны как читателям газеты «Дошкольное образование», так и слушателям Педагогического университета «Первое сентября». Многие гости этого марафонского дня специально приехали на встречу с ними: активно участвовали в занятии, долго не отпускали по окончании лекции «Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». На занятиях у Елены Смирновой и Виктории Холмогоровой педагоги не только писали, но и проигрывали ситуации, добавляя им креативности, вводя их в новые контексты.

«Наши тени, – говорит Виктория Холмогорова, – они делают то же, что и мы, только молча. Давайте поиграем в тени», – этот запрет на речь сосредоточивает внимание на действиях, своих и чужих. Целое дело – научить малыша замечать других, обращать внимание на сверстника или уподобляться ему. Можно образовывать круги по цвету глаз, строиться в ряд по цвету волос – от самого темного до самого светлого. И это не так уж просто для ребенка – играть в зеркало, повторяя движения стоящего напротив. Можно образовать пары кошечек, курочек, собачек, потом одному в паре завязать глаза и предложить искать другого по характерным звукоподражаниям, которые тот посылает своему «братику» или «сестренке». Кульминацией этого занятия для всех стала сценка «за стеклом» в исполнении воодушевленных педагогов: «Вася», находясь на улице, знаками объяснял «Пете», стоящему с продуктовой тележкой в магазине, что тот должен купить. Надо сказать, эмпатия у педагогов-дошкольников превосходная.

На Татьяну Ткаченко, логопеда-практика высшей квалификации, пришло столько слушателей, что даже подойти к аудитории не представлялось возможным. Тема – «Формирование и развитие связной речи у дошкольников». По авторскому пособию с таким же названием работает вся страна. В коридоре было слышно: «Чем фразовая речь отличается от связной? Как подбодрить ребенка к разговору? Только действием, переходя от него к словесному описанию…». По окончании занятия педагоги сокрушенно вздыхали: «Это единственное, что у нас есть в логопедии!».

По теме «Влияние психо-физиологических особенностей детей 5 – 7 лет на выбор методики образовательного процесса» можно было услышать много интересного от Натальи Холмогоровой, заведующей лабораторией психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации МГППУ. Ни одна проблема ребенка не допускает автоматического действия педагога – ни по поводу левшества, ни по поводу гиперактивности нет окончательных и однозначных решений. Однако педагоги, стремясь поступать «по науке», часто просто ломают в ребенке то, что заложено природой, создают искусственные связи, а с ними и новые проблемы: невротичность, замедленные реакции. Особенно опасно «ломать» детей до 4-х лет. Они все – правополушарные, у всех есть певческий центр, расположенный рядом с речевым. Лишь на пятом году речевой центр перемещается в левое полушарие…

Стихийный обмен мнениями шел на протяжении всего дня – как между слушателями, так и между лекторами. От первых было слышно: «Интересно не только послушать, но и пообщаться с корифеями предшкольного образования, рассказать о своей работе и услышать их оценку». Что правда то правда: один педагог-дефектолог из Коломны привез свое пособие для развития речи тяжелых детей, просил специалистов посмотреть; учительница из Рязани привезла свою статью… А корифеи были тоже немало взбудоражены: «Какая же разная подготовка у слушателей: кто-то уже достаточно искушен в методике, а кто-то не очень – запросы разные».

…В уже пустеющем вестибюле мы встретились с Софьей Густавовной Якобсон, патриархом психологии дошкольного детства, и я попросила ее сказать несколько слов – специально для тех читателей нашей газеты, которые не смогли в этот день оказаться в Московском доме учителя. Вот что она сказала: «Критически относитесь к тому, что вам говорят, что пишут в книгах. Как бы известен или остепенен ни был человек, пользуйтесь в первую очередь здравым смыслом, надейтесь на собственный интеллект. Сами думайте и никогда не чувствуйте себя запуганными!»

Что ж, будем стараться…

Людмила Кожурина

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15
«Психолого-педагогические основы предшкольного образования»

КРАВЦОВА Е. Е., д.п.н.


«Детское исследование как способ обучения старших дошкольников»

ЕРОФЕЕВА Т. И., к.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ, автор методических пособий для педагогов ДОО и родителей по познавательному развитию, учебно-наглядных пособий для дошкольников;
САВЕНКОВ А. И., доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета;
ХОЛМОГОРОВА Н. В., к.б.н., зав. лаб. психол. проблем детей с огр. возм. адаптации МГППУ;
ЯКОБСОН С. Г., к.пcихол.н.


Издательство «Просвещение»

«Образование детей старшего дошкольного возраста: проблемы и перспективы»

ГРИЗИК Т. И., к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член экспертного совета Комитета образования ГД РФ, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»;
ЕРОФЕЕВА Т. И., к.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ, автор методических пособий для педагогов ДОО и родителей по познавательному развитию, учебно-наглядных пособий для дошкольников;
ХОЛМОГОРОВА Н. В., к.б.н., зав. лаб. психол. проблем детей с огр. возм. адаптации МГППУ


Издательство «Дрофа»

«Подготовка к школе: дорога длиною в дошкольное детство»

СОЛОВЬЕВА И. В., к.п.н.;
ЯКОБСОН С. Г., к.пcихол.н.


«Телекомпания СГУ ТВ»

Презентация видеокассеты «12 месяцев. Весна»

РАЗУМНЫЙ Д. В., к.п.н., автор-разработчик учебного видео, редактор портала «Школьная видеотека Разумного»


12:30 – 13:45
«Психолого-педагогическая диагностика готовности детей предшкольного возраста к обучению чтению»

БЕРЕЖКОВСКАЯ Е. Л., заведующая лабораторией психопедагогики Института психологии им. Л.С. Выготского


«Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста и методика коррекции поведения»

СМИРНОВА Е. О., д.психол.н., профессор, заведующий центром игры и игрушки МГППУ


Издательство «Просвещение»

«Влияние психофизиологических особенностей детей 5–7 лет на выбор методики образовательного процесса»

ГРИЗИК Т. И., к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член экспертного совета Комитета образования ГД РФ, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»;
ЕРОФЕЕВА Т. И., к.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ, автор методических пособий для педагогов ДОО и родителей по познавательному развитию, учебно-наглядных пособий для дошкольников;
ХОЛМОГОРОВА Н. В., к.б.н., зав. лаб. психол. проблем детей с огр. возм. адаптации МГППУ


Издательство «Ювента»

Лекция

«Формирование и развитие связной речи у дошкольников»

ТКАЧЕНКО Т. А., заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, логопед высшей квалификации


МОО «Разум»

Игровые методики обучения математике в дошкольном возрасте

МИХАЙЛОВА З. А., профессор университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург)


14:00 – 15:15
«Методы и приемы работы на занятиях с детьми предшкольного возраста»

БЕРЕЖКОВСКАЯ Е. Л., заведующая лабораторией психопедагогики Института психологии им. Л.С. Выготского


«Психолого-педагогическая методика развития партнерских и дружественных отношений между дошкольниками. Игры и упражнения»

ХОЛМОГОРОВА В., к.психол.н.


Издательство «ОЛМА Медиа Групп»

Лекция

«Инновационная система развивающих занятий с детьми дошкольного возраста»

ПАРАМОНОВА Л. А., д.п.н, профессор, директор ГОУ ДПО Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца


Издательство «Айрис-Пресс»

Нормативно-правовое обеспечение деятельности ДОУ

ЮДИНА С. М., заведующая ГОУ д/с №139 ЮВАО


15:15 – 16:30

Закрытие дня