4 апреля 2007 г.
День учителя биологии Программа дня
Репортаж
Екатерина Филимонова, учительница из 117-й московской школы, показала, как один из самых стрессовых моментов урока, опрос, превратить в расслабляющую паузу или в физкультминутку. В фильме, снятом учениками Филимоновой на обычных уроках, показан так называемый «спящий опрос»: ребята сидят с закрытыми глазами, положив головы на парты, почти дремлют. А учитель медленно читает правильные (или ложные) ответы на вопросы контрольной. Если ученики согласны с прочитанной фразой, они поднимают руки, если нет – продолжают дремать. Пара наблюдателей, страдающих бессонницей, помогают преподавателю: находят взглядом тех, кто не вовремя поднял (или опустил) руку, и кладут рядом с ними специальные штрафные карточки. Через пять минут отдохнувшие ученики оглядывают свои парты. У кого нет ни одной штрафной карточки, те радостно бегут за пятерками. Остальные открывают учебники и начинают разбираться в своих пробелах. За «спящий» опрос ставятся только отличные отметки. Иначе какая же релаксация?
Опрос-физкультминутка заставляет учеников «голосовать» за правильный ответ ногами: все встали, кто согласен – делает шаг вперед. Получается, и подвигались, и материал вспомнили, и настроение улучшилось. Анастасия Тимофеева, учительница из славянско-англо-американской школы «Марина», рассказала о том, как превратить компьютер из здоровьеразрушающего фактора в здоровьесберегающий: например, чередовать информативные слайды тематических презентаций с картинами природы, что позволит детям отвлечься, успокоиться.
Серьезно заниматься биологией можно не только в профильном классе. Талантливые педагоги умудряются увлечь обычный класс исследовательской, проектной работой. Ученики Ирины Долговой, преподавателя 1972-й школы, участвуют в ежегодной дистанционной олимпиаде по биологии. Возможность поработать в команде и индивидуально, поставить интересный эксперимент, познакомиться с разными источниками информации – все это не только в биологии важно, но и в жизни.
Другое средство приобщения детей к биологии – экологический отряд. Галина Барсукова, учитель 1943-й школы, рассказала о том, как создать такой отряд у себя в школе, в каких интересных акциях, проектах можно принять участие.
Елена Федотова, педагог 1344-й школы, рассказала об организации экологического лагеря. И о том, какие московские научные и культурные центры готовы сотрудничать со школой. Важная часть такого сотрудничества – привлечение родителей к процессу образования и воспитания детей.
В Паркетном зале шли лекции и дискуссии, посвященные актуальным проблемам современной биологической науки. Анна Смирнова, кандидат биологических наук, сотрудник МГУ, рассказала об экспериментах по обучению обезьян человеческой речи. Конечно, в силу особенностей устройства гортани шимпанзе не может произносить слова, зато способен понимать человеческую речь, выполнять просьбы людей, «говорить» о своих чувствах и желаниях при помощи языка жестов или специальных символических карточек. Опыт общения с животными помогает нам понять, что нужно бережнее относиться к соседям по планете.
Светлана Боринская, кандидат биологических наук, сотрудник Института генетики РАН, говорила о происхождении жизни на земле с точки зрения молекулярной генетики. Логическим продолжением ее лекции стала дискуссия на «круглом столе» о месте теории эволюции в современной системе преподавания биологии. Времени на масштабный разговор не хватило, поэтому учителя продолжили бурное обсуждение в коридорах: о слабости эволюционной теории, о сложной проблеме соединения естественно-научного и христианского мировоззрений и, наконец, о том, как трудно отвечать на простые детские вопросы, как много приходится читать специальной литературы и как мало помогают в поисках ответов устаревшие или написанные не слишком добросовестными авторами школьные учебники.
Информацию об учебниках нового поколения, интегрированных, включающих в себя современную достоверную информацию из разных областей человеческих знаний, педагоги могли получить в соседних аудиториях.
Закончился день демонстрацией возможности соединения строгой науки с живописью, музыкой, театром. Владимир Абрамов из Северодвинска использует на своих уроках репродукции картин художников-анималистов, Валентина Смелова из Ноябрьска разыгрывает с учениками целые спектакли. Биология – наука о жизни, и преподавать ее надо так, чтобы не убить ненароком красоту изучаемого объекта. С этой ценной мыслью и разнообразными идеями по реализации задуманного учителя разошлись по домам.
Людмила Печатникова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||
---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||
11:00 – 12:15 |
| ||||
12:30 – 13:45 |
| ||||
14:00 – 15:15 |
| ||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |