26 марта 2008 г.
День школьной администрации Программа дня
Репортаж
А. Ездов, директор ЦО "Технологии обучения" |
|
Желающих послушать про новую идеологию стандартов образования, которую освещала О. Логинова, нашлось немало |
|
И. Абанкина четко и внятно аргументировала преимущества НСОТ |
|
Тема новых механизмов финансирования в школе вызвала шквал вопросов и эмоций... |
|
Людмила Кожурина
Большой зал московского государственного лицея № 1535 (директор - М.Г. Мокринский) в этот день принял первых участников нашего педагогического Марафона.
На официальном открытии мероприятия представителей школьной администрации приветствовали ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, зампредседателя Департамента образования правительства Москвы Лариса Курнешова и директор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик.
Управленческие команды школ сегодня решают самые разнообразные задачи, зависящие от того, в каком регионе расположено их ОУ, в каких проектах они участвует, какие цели ставят перед собой. Но так или иначе все без исключения представители школьной администрации понимают необходимость и важность профессионального роста. А педагогический марафон учебных предметов как раз поддерживает такие стремления. Главное правило на наших мероприятиях всегда остается неизменным: будь там, где тебе интересно; слушай столько, сколько сочтешь нужным. И – общайся!
Хотя разговаривать школьным администраторам было некогда. Одновременно в разных аудиториях шла речь по самым разнообразным темам.
Первый блок – теоретический. «Практическая реализация модели информатизации школы», ведущий Александр Ездов; «Применение информационно-коммуникационных технологий Современной гуманитарной академии в школьном обучении», ведущий Владимир Толкачев; «Стандарты общего образования второго поколения», ведущая Ольга Логинова.
Директор Центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов подробнейшим образом рассказал о том, как может быть устроена школа информатизации (http://www.specialschool.ru). Как должна быть организована в школе информационная среда обучения, на какие нормы следует ориентироваться – все это разработано и действует в ЦО «Технологии обучения» – уникальной школе, в которой учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Здесь в схеме работы во главу технологической цепочки поставлен учитель с его потребностями. Именно он формирует запрос на те или иные технологии, обосновывает целесообразность применения камеры, сканера, интерактивной доски и так далее. По его мнению программа информатизации школы есть сумма конкретных учительских IT-проектов.
Доктор исторических наук Владимир Толкачев говорил о преимуществах инновационных подходов в школьном обучении, понимая под инновациями IT-технологии. Мысль о том, что с их помощью человек быстрее достигает целей самореализации, саморазвития и самоопределения не нова. Но с раскрытой образовательной технологией: рабочий учебник – лекция – индивидуальный тренинг – модуль тестирования – засверкала новыми гранями. Подробности – на сайте Современной гуманитарной академии http://www.muh.ru/
Член проекта РАО по разработке госстандарта Ольга Логинова поведала собравшимся об идеологии стандартов нового поколения: «Поворот в мозгах должен произойти, чтобы эти стандарты заработали». В самом деле, рамки, устанавливаемые для любых решений в образовании, необычные: каждый участник образования самоценный, отношения субъект-субъектные, разделение прав и ответственности, вариативность, системно-деятельностный подход. И никакие документы и действия не должны противоречить этим исходным принципам. По ее словам, пока лишь около 10 процентов учителей готовы не вещать и спрашивать, а грамотно мотивировать детей, расставлять точные акценты, разнообразно аранжировать ядро знаний. У кого, например, дети не просто отзыв на книгу пишут, а заполняют карточку для каталога библиотеки. А по новым стандартам креативным должен быть не исключительный педагог, а массовый.
Кстати, именно эта лекция вызвала небывалый интерес слушателей. Те, кому не хватило мест, подходили к докладчику по окончании мероприятия и «скачивали» презентацию на флеш-карты. А на сайте http://standart.edu.ru, кстати, и сегодня можно не только принять участие в обсуждении концепции, но и заглянуть в открытый общий банк креативных идей.
Второй блок этого дня – практический.
Принимающая сторона – а именно директор лицея № 1535 Михаил Мокринский – рассказал о применении урочно-кредитно-модульной системы управления школой. Ее ценность в том, что она отвечает запросам развития и ученика, и учителя, и образовательного учреждения. Коротко ее смысл можно описать так. Учитель получает от директора кредит уроков (довольно большой, раз в пять больше основной нагрузки), которые он обязан потратить на то, что обычно остается за рамками предмета, но имеет отношение к общепредметным и общечеловеческим компетентностям учеников. На самоорганизацию групп, на взаимодействие, на задания типа кейс-стади, у которых нет верных решений, а есть только описание путей к ним. На все эти и другие ужасно нужные, но времязатратные технологии, которых учитель на стандартном уроке избегает. Да, оказывается, он делает это хуже, чем ведет урок. Но не стоит бояться. Стоит начать, и от такого смешения и смещения выиграют все.
Параллельно с М.Мокринским профессор МИОО, автор серии книг «Азбука директора школы» Любовь Плахова раскрывала содержание нового, четвертого тома свое книги под названием «Компетентность управленческой деятельности».
Ну а в большом зале под занавес дня заместитель директора Института развития образования ГУ-ВЭШ Ирина Абанкина внятно и четко консультировала собравшихся по теме «новые механизмы финансирования школьного образования». Интересно было «посмотреть» на болезненные для школы ситуации глазами экономиста. Например, узнать, что содержание одного ученика в малочисленной школе обходится государству в 125 тысяч рублей в год, и это больше, чем содержание студента Московского университета. Что не вина разработчиков НСОТ, если стимулирующую часть распределяют несправедливо и если в регионе нет денег на ее выплату. Что в среднем по стране зарплата учителей составляет 60% от средней по экономике, и это ведет к негативному отбору педагогических кадров. И что социальные риски введения конкурентной зарплаты педагогов огромны. Кстати, перерасчет рекомендуют делать не помесячно, как пугают учителей, а раз в полгода, лучше – за год. В общем, читайте новый Бюджетный кодекс: http://www.bkodeks.ruИ главное – помните: идеальных методик нет! Все проблемы с оплатой труда должны решаться на местах. А школьным управленческим командам не стоит бояться новых веяний и незнакомых порой терминов. Узнать, выучить, спросить, посоветоваться, отстоять идею, внести предложения – это и есть часть работы успешной и увлеченной своим делом школьной администрации…
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||
---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||
11:00 – 12:15 |
| |||
12:30 – 13:45 |
| |||
14:00 – 15:15 |
| |||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |