Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2010 г.

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 936

Репортаж

До последнего времени учителя начальной школы решительно отличались от остальных отсутствием ажиотажа по поводу ЕГЭ. Но ничто хорошее не длится вечно, единый экзамен добрался и сюда. Под именем стандартов нового поколения. И не было в программе этого дня занятия, на котором не вспомнили бы о стандартах – с одобрением или сомнением, опаской или уверенностью в том, что они наконец приведут школу к светлому будущему. В последнем случае аудитория реагировала скептически.


Вообще-то идея развития надпредметных навыков помимо предметных знаний не нова и очевидно разумна. Катерина Поливанова, доктор психологических наук, на лекции «Планируемые результаты: универсальные учебные действия» привела сведения о том, что во время международных тестирований российские школьники показывали вполне приличные результаты по уровню знаний, но резко отставали от своих зарубежных сверстников, едва речь заходила о практическом применении усвоенного материала и о надпредметных навыках. В качестве примера ведущая рассказала историю, как школьникам предложили задание: рассказать своему дядюшке, что такое озон (все фактическая информация прилагалась). Школьники справились с большим трудом. Тогда задание изменили: рассказать нужно было не родственнику, а учительнице. Вот тут ребята оказались на высоте. То есть добросовестно пересказать могут, а переложить научно-популярный текст на бытовой язык – нет.

Подобный аргумент о неумении применить знания на практике приводил едва ли не каждый второй лектор. Видимо, от того, что тема была практически одна, а варьировались только подходы, многие аргументы и выводы часто перекликались у разных выступающих. В частности, все так или иначе говорили о формировании универсальных учебных действий. К.Поливанова подробно рассказала о трех группах этих действий. Первая позволяет ребенку управлять собственной познавательной деятельностью; вторая включает способы работы с материалом; третья, коммуникативная, регулирует процесс общения, в том числе с текстом.

Простейший пример для первой, регуляторной, группы – умение рационально использовать время, распределять его. Помимо этого ученик начальной школы должен научиться удерживать в поле внимания задачу, учитывать принятые правила, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их результат. При освоении этих непростых умений особенно важным становится отношение к детской ошибке: «Дети выполняют задание в прописях, заштриховывают изображение кремлевской башни. И, конечно, часть штриховки вылезает за края рисунка, не смотря на то, что их заранее предупредили о необходимости раскрашивать внутри контура. Что с этим делать? Допускать возможность ошибки», – сама отвечает на свой вопрос ведущая. В этом случае ошибка и ее исправление становится инструментом работы. Пусть ребенок отметит те места, где ему не удалось держаться в рамках задания (и в буквальном, и в переносном смысле), а потом выполнит работу повторно.

Тот же принцип можно использовать, например, при работе со временем. Пусть ребенок спланирует какую-то часть работы и ее продолжительность. Вполне возможно, он не уложится в свой же распорядок. Это нужно отметить и предложить следующую попытку с учетом понятых ошибок.

– Но где взять время на такой долгий процесс? – предвосхищает возражения зала ведущая (и тут же получает многоголосое подтверждение), однако не дает определенного ответа на свой вопрос. А только констатирует, что при неизменной программе невозможно ко всем положенным предметным знаниям добавить еще и надпредметные умения. «А для сокращения предметных нужна политическая воля. Вот мы и посмотрим в ближайшие годы, насколько важен приоритет надпредметных знаний. Это ведь как в случае с переполненным чемоданом: застегивая, нажимаешь коленкой, и часть содержимого вываливается. Боюсь, что в нашем случае выпадет надпредметная часть. Тогда вы спокойно сможете забыть все, что я вам тут говорила».

Еще один очень важный фактор, о котором упомянула К.Поливанова, это оценка: «очень болезненная вещь, ведь ребенок думает, что оценивают не выполнение задания, а его самого. Это травмирующий инструмент, и дети его избегают». Значит, нужно сделать его хотя бы более разнообразным, оценивать учебную работу по разным шкалам: один выполнил задание точнее всех, другой больше старался, третий был очень аккуратен. Используя разные инструменты оценки, педагог может параллельно учить ребенка различать, какая работа выполнена для предъявления, а какая служила лишь для тренировки. Ведь ученики начальных классов стремятся продемонстрировать все, что они сделали, и обязательно получить поощрение. Поэтому полезно напоминать: «Ты уже готов показать мне работу?». А у нас пока учитель чаще решает, когда задание нужно сдать на проверку. В этом случае нельзя говорить о регуляции.

О столкновении благих пожеланий со школьной практикой говорил на семинаре «Проектная задача в начальной школе как одно из средств формирования и оценки ключевых компетентностей младших школьников в условиях нового стандарта» и Алексей Воронцов, кандидат педагогических наук, директор школы, которая много лет работает в логике развивающего обучения. Эта технология призвана с первого школьного дня развивать в учениках универсальные учебные умения. Ведущий рассказал об этом опыте. В учебный план начальной школы включены несколько так называемых модулей, которые подразумевают не обычную смену уроков, а решение проектных задач. С самого продолжительного модуля, целых девять недель, начинается учеба каждого первоклассника. Она не делится с первого сентября на математику, физкультуру и прочие предметы. Вчерашние дошкольники пока даже не знают, в каком именно классе они будут учиться. Вся параллель собирается в зале, и ребята, разделившись на группы, начинают изготавливать макет леса, болота, острова из принесенных с собой из дома материалов. На следующий день похожая деятельность происходит на материале математики, дети работают с геометрическими фигурами. Потом – взаимодействие со словом.

Малышей опекают пятиклассники, самые старшие в начальной школе. Они помогают выполнить работу и представить ее всем остальным. А.Воронцов прокомментировал возможности, которые предоставляет подобная форма. Ребята активно используют знания, полученные до поступления в школу, общаются (педагоги РО считают, что младшая школа – сензитивный период для групповой работы); старшие получают опыт взросления и понимают, чего уже достигли за время обучения. Учителя же могут понаблюдать за своими будущими учениками и сформировать классы на основании этих наблюдений. Очень полезно пригласить родителей (только родителям надо сказать, что они эксперты и должны вести записи, а то они склонны поправлять своего ребенка).

В этом случае надпредметные навыки органично входят в обучение ребенка. Но внедрение модулей невозможно, пока у учителя нет реального права корректировать учебный план.

– Кто ж нам позволит? – стали возмущаться учителя.

Не меньший ропот вызвало и замечание ведущего о кампанейщине в школе: «Сначала была психологизация, теперь проектизация, все заняты проектами. А по вечерам делают портфолио!»

– Но нас заставляют!

– Требуют!

– Мы же не сами это придумали, – раздалось с разных концов зала.

В ответ на эту бурю эмоций ведущий сообщил, что заниматься портфолио или другими модными штучками учителям могут лишь рекомендовать. Учителя поутихли, но между собой продолжали делиться наболевшим: «А как вам защита исследовательского проекта в садике?». Впрочем, модуль начала первого класса между собой одобрили: «Интересно, но это ж всю школу перекраивать надо».

Действительно, такие масштабные перемены с завтрашнего дня в каждой школе не введешь. А вот новый стандарт не за горами, и каждому учителю придется осваивать эту инновацию по мере собственных сил. Поэтому многие пошли на семинар директора ФНМЦ им. Л.В. Занкова Светланы Яковлевой «Система оценивания в начальной школе: комплексные контрольные работы», где рассказывалось, как выбрать из существующих пятнадцати учебно-методических комплектов тот, который наиболее соответствует требованиям стандарта. «Ведь научиться добывать информацию и самостоятельно осваивать учебный материал к четвертом классу могут лишь единицы. Значит, в УМК должны быть простроены пути освоения этих навыков», – пояснила ведущая.

Более развернуто об отборе заданий и методов работы говорила Наталья Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук на лекции «Работа начальной школы по реализации стандартов второго поколения». Видимо, поэтому зал был переполнен. По мнению ведущей, в разработке стандартов участвовало много психологов, слишком много… Поэтому там «накручено такое», что разобраться трудно. Но придется.

Прозвучало несколько конкретных примеров заданий. В частности по классификации. Ведущая объяснила, что нужно учить детей опираться на существенный признак. А попутно очень точно и со знанием дела рассказала, как поэтапно вводить это понятие.

И снова, закольцевав весь этот насыщенный день, возникла тема ошибки: «Не нужно бояться неправильных ответов. Они провоцируют дискуссию, объяснения, систему доказательств». Пусть ребенок отстаивает свою позицию. Это очень хорошо, когда он говорит: «Я скажу три доказательства». И пусть второе неверно, а к первому одноклассники придерутся. Можно даже провоцировать или имитировать ошибки, – считает Виноградова, – и не нужно непременно дожимать ребенка до объективной истины, «разрешите ему пока остаться при своем мнении, если не убедили».

Впрочем, передать ученикам можно лишь то, что сам считаешь естественным. А учителя нечасто встречаются с признанием собственного мнения. Вот, разве что на Марафоне…

Елена КУЦЕНКО


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Лекция

Планируемые результаты: универсальные учебные действия

ПОЛИВАНОВА К. Н., д.психол.н., профессор


Мастер-класс

Тема ВОВ на уроках ИЗО

КОБЛОВА О. А., к.п.н., доцент, зав. сектором Центра непрерывного художественного образования;
САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Использование дидактических материалов и разноуровневых контрольных работ на уроках русского языка

ПОЛНИКОВА М. Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Издательство «РОСТкнига»

Лекция

Авторская методика органи­зации речетворческой деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации образовательного проекта «Наша новая школа»

СИНИЦЫН В. А., к.п.н., заслуженный учитель России, автор учебных пособий, организатор научно-методической и опытно-экспериментальной работы ГОУ СОШ № 2017 ЮАО


Издательство «Ювента»

Лекция

Роль тренажеров и дидактических пособий в управлении качеством знаний. Формирование универсальных учебных действий. Составление портфолио ученика начальной школы

МИШАКИНА Т. Л., отличник народного просвещения,Заслуженный учитель РФ, Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования»


Издательство «Генезис»

Лекция

Программа «Учение без мучения. Коррекция дисграфии». Работа со словарными словами и безударными гласными в начальной школе, развитие учебных навыков

ЗЕГЕБАРТ Г. М., педагог-дефектолог, автор серии методических пособий «Учение без мучения»: «Словарные слова. Коррекция дисграфии», «Безударные гласные. Коррекция дисграфии», «Волшебные обоводилки», «Не просто лабиринты»


 18521%
 273%
 728%
 536%
 14617%
 40145%
[Мероприятие 17]

Мастер-класс

Начало — 11:00
Окончание — 16:30
Запланированы 2 перерыва на обед
и посещение книжной ярмарки

Развивающие возможности урока

БЕГЛОВА Т. В., психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»;
БИТЯНОВА М. Р., к.психол.н., директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»;
МЕРКУЛОВА Т. В., психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», автор программы педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4-х классов «Учимся учиться и действовать», автор дистанционного курса по развитию УУД в начальной школе


Участие платное, стоимость: 500.00 руб.

Продолжительность: 6 академических часов.

По окончании выдается сертификат установленного образца от Педагогического университета «Первое сентября».

12:30 – 13:45

Семинар

Проектная задача в начальной школе как одно из средств формирования и оценки ключевых компетентностей младших школьников в условиях нового стандарта

ВОРОНЦОВ А. Б., к.п.н., ген. директор Открытого института «Развивающее образование»;
ЕГОРКИНА С. В., педагог ЭУК «Школа развития»;
КЛЕВЦОВА С. В., педагог школы №1133 «Школа развития»


Мастер-класс

Космос далекий и близкий

СКУРАТОВА О. Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ;
САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Контроль и оценка результатов обучения по литературному чтению

БОЙКИНА М. Ю., методист кабинета начальной школы СПб АППО


Издательство «РОСТкнига»

Лекция

О курсе «Юным умникам и умницам» для начальной школы

ХОЛОДОВА О. А., учитель высшей категории


Пленарный доклад

Формирование ИКТ-компетент­ности выпускника начальной школы в стандартах нового поколения

Ведущий: БУЛИН-СОКОЛОВА Е. И., д.п.н., директор ХороШколы

Доклады:

  • Что мы понимаем под УМК нового поколения?

    ХОХЛОВА Е. Н., зав. лаб. современных методик и технологий начального образования МИОО, методист ЦИТУО


  • Формирование читательской компетентности выпускника начальной школы в УМК по литературному чтению.

    ТРОИЦКАЯ Т., учитель начальных классов ЦО ТО


  • Математика в новом стандарте и место информатики в ней.

    ПОСИЦЕЛЬСКАЯ М. А., учитель ЦО «Технологии обучения»;
    ПОСИЦЕЛЬСКИЙ С. Е., методист лаборатории развития начального образования МИОО;
    РУДЧЕНКО Т., методист ЦИТУО, научный сотрудник Вычислительного центра РАН


Издательство «Экзамен»

Лекция

Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе

КРУГЛОВА Т. А., зав. лабораторией педагогики и методики начального образования МИОО


 38244%
 354%
 819%
 9011%
 14517%
 13015%
14:00 – 15:15

Лекция

Работа начальной школы по реализации стандартов второго поколения

ВИНОГРАДОВА Н. Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО


Семинар

Система оценивания в начальной школе: комплексные контрольные работы

ЯКОВЛЕВА С. Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова


Издательство «Легион»

Лекция

Реализация идей стандартов нового поколения в учебно-методических пособиях для начальной школы

КРАВЦОВА С. А., учитель начальных классов высшей категории, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №10 г. Таганрога, автор учебных пособий для начальной школы


Издательство «ВАКО»

Лекция

Итоговая аттестация в начальной школе

ДМИТРИЕВА О. И., почётный работник образования РФ, победитель конкурса лучших учителей РФ, учитель высшей категории СОШ № 1397 им. В.П. Чкалова, методист издательства «Вако»


Круглый стол

Современные технологии и методики изучения окружающего мира

Ведущий: ШМЕЛЕВА Н. В., методист лаборатории современных методик и технологий начального образования МИОО, зам. дир. педагогического колледжа № 5

Доклады:

  • Я и окружающий меня мир на карте. Начальная школа.

    НОВЕНКО Д. В., старший преподаватель кафедры ИТиОС МИОО


  • Цифровые измерения окружающем мире.

    АРХИПОВА А. Н., к.п.н., доцент кафедры ИТиОС МИОО;
    ЛОВЯГИН С. А., руководитель кафедры STEM-образования Хорошколы, руководитель ОП магистратуры МГПУ «Обучение физике и STEM-образование» кандидат наук, заслуженный учитель России;
    ХАНОВА И. Б., методист кафедры ИТиОС МИОО


  • Что дает взгляд в цифровой микроскоп?

    ДМИТРИЕВА Н. В., учитель биологии и начальной школы ЦО «Технология обучения»


Издательство «Экзамен»

Лекция

Система дополнительных учебных пособий, повышающих уровень подготовки младших школьников. Приглашаем учителей, работающих по учебникам М.И.Моро, Т.Г.Рамзаевой, Т.Е.Хохловой, Л.М.Зелениной, А.Н.Пле­шакова

ИГНАТЬЕВА Т. В., заслуженный учитель РФ, заведующая методическим кабинетом начальной школы издательства «Экзамен»


 47055%
 9411%
 475%
 11614%
 516%
 739%
15:15 – 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии