28 марта 2010 г.
День дошкольного образования Программа дня
Всего участников: 800
Репортаж
Открылся день многообещающе, веселым спонтанным диалогом. Артем Соловейчик, приветствуя «дошкольников», подал идею о переименовании Года учителя в Год педагога, что, конечно, справедливо, потому что переоценить роль опыта и учебы человека в дошкольном детстве невозможно. Однако Марина Аромштам, главный редактор газеты «Дошкольное образование», возразила: «Напротив, мы стоим на позиции дистанцирования от школы, детство – это самоценный период. Важно, что прожил, прочувствовал человек в эти годы. Недаром Фребель, который придумал и создал первый детский сад, назвал его садом, а не воспитательным домом, к примеру. И по замыслу, работать там должны садовники, а не воспитатели. По крайней мере, хорошо бы так себя ощущать». Участники марафона улыбались и аплодировали.
Первая линейка Дня
Старший преподаватель кафедры психологии образования МГППУ, переводчик, специалист в области зарубежной педагогики Владимир Загвоздкин читал лекцию «Стандарты оценки и улучшения качества образования в ДОУ. Международный опыт». Для начала он сообщил о том, что в Финляндии, где лучшее в мире образование (согласно международным исследованиям), в первую очередь финансируются дошкольные учреждения. Там понимают, что это стартовое время развития. И далее, на протяжении лекции, Владимир Константинович не переставал удивлять слушателей. Мировое сообщество выработало определенный взгляд на развитие ребенка, но это не чей-то проект или не чье-то авторитетное мнение, а система, спроектированная на основе детального, на протяжении тридцати лет ведущегося всестороннего исследования дошкольного детства. Да, там тоже есть Стандарты оценки и требования улучшения педагогической работы ДОУ. Но там существует раздел «Качество ориентации педагога», то есть в расчет берутся явные или скрытые предпосылки, которые имеют взрослые по поводу ребенка. Ведь педагог – демиург, вызывающий развитие. А у нас главное – программа, и раз она есть, значит, ребенок развивается. Нигде, только у нас, такая опора на авторитеты и такое пренебрежение эмпирическими исследованиями. Установить нормативы для всех детей невозможно, программы специального развития не действуют или действуют плохо, потому что многие другие факторы действуют на ребенка сильнее. Например, за рубежом посчитали: эффективно идет развитие, когда дети делают то, что им нравится делать (в 60% случаев). Однако кто же у нас позволит выбирать игру, занятие? У нас программа. Да, переход от управления на входе к управлению на выходе (по результату) – явление повсеместное. Но разница в том, что и где считается результатом. Тесты? Какое же это качество работы ДОУ, это, по словам докладчика, «самое что ни на есть некачество». Под продуктом в зарубежной модели оценки понимается качество услуг. Не свойства ребенка! Качество процесса: как работают педагоги, как взаимодействуют дети, с чем они взаимодействуют…
Именно о качестве игр и игрушек в ДОУ говорила Елена Смирнова, доктор психологических наук, профессор, заведующая Центром игры и игрушки МГППУ, на мастер-классе «Игрушка как элемент развивающей среды в детском саду. Принципы экспертной оценки».
Шли слайды с изображением разных игрушек, некоторые существа были утрированно уродливыми, безголовыми. «Они могут вызвать интерес, но они вредны потому что разрушают человеческий образ», – говорил докладчик. И хотя, казалось бы, что такого – пирамидка с головой зайчика вместо макушки, но это все же «снятая голова», а этические критерии должны быть на первом месте при отборе игрушек для детей. Второй критерий: «Игрушка должна не только подсказывать, что с ней делать, но быть открытой – давать возможности для фантазирования и изменений. Та же пирамидка, закрытая игрушка, казалось бы, но если изогнуть пластины, сделать дополнительные дырочки, в нее можно играть по-разному» – рассказывала и показывала Елена Смирнова. Потенциал игрушки – это сочетание открытости и подсказки для действий с ней. Себя увидеть и свое чувство узнать. О том, какие игрушки для каких игр выбирать, как и во что лучше играть с детсадовцами разного возраста, говорилось подробно. Фотоаппараты в зале непрестанно щелкали – презентация была толковой.
В других залах тоже говорили о нюансах развития «маленьких учеников»: информацию они воспринимают имплицитно, мозг пока так устроен, что непроизвольным образом схватывает лучше. Можно, конечно, посадить детей и заставить отвечать на вопросы – но это грубое нарушение психоэмоционального здоровья детей. «Очень важна среда, но ведь надо еще уметь донести ее до ребенка ненавязчиво, как бы мимоходом», – говорила Лариса Игнатьева, педагог-практик, методист по дошкольному образованию, автор пособий «Азбука. Мой первый учебник», «Читаю и пишу», в лекции «Умственное и познавательное развитие ребенка в детском саду».
Вторая линейка Дня
«Готовность к школе» – что за понятие? Почему оно так магически действует на родителей и педагогов? Оказывается, введено оно было в 80-е годы, когда начали учить шестилеток. И то лишь для удобства решения ситуации: так ли их надо учить, как семилеток, или по-другому? Об этом говорила Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии детей и подростков РАО в предисловии к мастер-классу «Комплексный подход к диагностике готовности к школе детей 5–7 лет». А мастер-класс вела Татьяна Филиппова, кандидат биологических наук. Диск и книжки с заданиями этой уникальной диагностики можно получить у авторов, если написать им письмо: ivfrao@yandex.ru
Однако приведем еще несколько наблюдений Марьяны Безруких: «Готовность к школе – это не «вообще» готовность, а возрастная и личностная, поэтому большинство существующих тестов неадекватны задаче. А какой он, современный ребенок, приходящий в первый класс? У авторов диагностики есть данные на 40 000 детей из разных регионов. У 60% не сформирована речь. У 30% проблемы с моторикой, у стольких же – со зрительно-пространственной функцией. Интересно, что то же самое было 15 лет назад, никого улучшения введение системы предшкольного образования не принесло. Реальную опасность представляют неадекватные требования к ребенку на ранних этапах развития. И еще: комплексное развитие повсеместно заменяется натаскиванием на что-то. Мотивация падает катастрофически: 80% детей в школу идти не хотят, а еще в 10 лет назад 99% детей очень хотели стать первоклассниками.
В другом зале как раз давали статистику (Татьяна Воронина, автор методики «Обучаем дошколенка»): родители переживают, что ребенок плохо ест (68%), что не слушается (47%) и что хорошая школа им не по карману (28%). То, что у 70% детей-приготовишек логопедические проблемы, что их лексический запас мал (дети не могут назвать по рисунку «ленточку», «воронку», «катушку»); то, что все пять квадратов, выданных на «дорисуй вокруг что-нибудь», превращаются только в домики (стереотипия), – родителей не волнует совсем. Кстати, не только родителей, но и чиновников. Участники марафона сетовали на то, что закрываются логопедические группы в детских садах, специалистов-коррекционщиков увольняют – несмотря на то, что сегодня пятилетка с чистой речью – исключение.
Слушать Оксану Ушакову, доктора педагогических наук, профессора Международной академии наук психологии образования, завлабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педагогических проблем детства РАО пришло столько народу, сколько не мог вместить зал. Записывали и в коридоре, благо микрофон работал хорошо. Возможно, ажиотажный спрос на лекцию «Проблемы развития речи у дошкольников» вызван не только плохим состоянием речевого развития дошкольников, но и представлениями многих педагогов о том, проблемы с речью решаются на занятиях по развитию речи. Увы, оречевлением деятельности надо заниматься постоянно, каждую минуту. «Говорите, говорите, постоянно обращайте внимание на слова», – учила Оксана Ушакова и показывала, как сказка, разговор о персонажах работают на обогащение словаря ребенка. Но сами воспитатели, как удалось узнать по окончании лекции, больше всего ценят методики Ушаковой по работе с картинками.
В других залах в это время говорили о разных формах дошкольного образования: Служба ранней помощи, Лекотека, Консультативный пункт, Центр игровой поддержки ребенка и так далее. Все хороши по-своему. И компьютер в ДОУ – здорово, и сетевое взаимодействие садиков. Однако добрый, неопасный, активный и веселый взрослый – это первая радость, главный источник жизни для ребенка, пришедшего на занятия в любую группу.
Третья линейка Дня
Татьяна Копцева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО, провела мастер-класс «Методы и приемы художественного развития дошкольников». «Ничего нет чище, правдивее, искреннее детского рисунка, – начала она. – А мы, когда оцениваем, пытаемся ли «схватить» ту эмоцию, которую выразил маленький ребенок в изображении? Или судим по совсем посторонним для детского творчества критериям?» Каждый детский рисунок – и документ педагогического метода, и феномен культуры, и объект искусства. Татьяна Анатольевна хорошо знает дело: уже несколько лет она создает и проводит Передвижную выставку детского рисунка, а заодно рассказывает педагогам, что значит детская образность, что такое художественное познание. «Часто говорят: «Подумаешь, лепка, рисунок… вот развитие речи – это серьезное занятие. Но стоило бы подумать, как «говорит» и учит говорить создание художественного образа». Смысл есть и в бесформенных изображениях детей одного-трех лет, и в «примитивх» от трех до пяти, и в «правдоподобиях» более старших. Индивидуализация придет позже. Эта периодизация выявлена на основе оригинальной диагностики: все дети от трех до семнадцати лет рисуют на одну тему, например, «Нарисуй, что хочешь, знаешь, любишь» – и так каждый год. Уникальный материал как для анализа пути развития конкретного рисующего ребенка, так и для общих выводов. И хотя участники не столь жаждали рассматривать работы детей, сколько интересовались таблицами, Татьяна Копцева закончила лекцию оптимистически: «Если вы исходите из внутреннего Я ребенка, то не важно, кто вы, график, живописец, скульптор или просто прекрасный воспитатель».
Семинар «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» собрал очень много участников. Глянешь в зал и представишь, как преобразятся детские сады, если каждый слушатель возьмет на вооружение идеи Натальи Рыжовой, доктора педагогических наук, сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Специфика мини-музея в детском саду такова, что экспозиции надо часто менять, месяца через три. Иначе это не музей, а витрина для посетителей. Задача – приобщение детей к ценностям через конкретную культуру, развитие инициативы и диалога взрослого и ребенка. Короче говоря, в группе или в коридоре, в холле – всюду можно найти место для оригинальной экспозиции. Музей сказок, а в нем загадки висят на желудях. На снежинках – вопросы в музее про воду. Музей мяча. Театральных кукол. Костюмов. Есть музей «Белый цвет в природе». Идеи берутся прямо из жизни. Ребенок, например, спросил, откуда берется хлеб? Можно сделать мини-музей. Или семья ребенка предлагает какую-то экспозицию, во многих домах есть разные коллекции. Очень выигрышный ход.
Интересно, что и в другой аудитории речь тоже шла о ценности адресной деятельности детей. Доктор психологических наук, профессор РГГУ Владимир Кудрявцев в лекции «Опыт создания проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки» говорил о выразительности как необходимом качестве любого детского проекта: «Пусть у вас будет Мастерская маленьких волшебников, дети обращаются к своим поделкам, смотрят на них и заряжаются вдохновением». Казалось бы, что же выдающегося они могут сделать, сказать, изобразить – того, чего вы не знаете? Но не забудем: самое важное для ребенка – эмоциональное ожидание от окружающих, это дает уверенность, что он полезен другим, а значит, более близок и понятен себе. Соответственно, навыки начинают формироваться быстрее. В заключение – финальная цитата лекции. Она же – цитата дня: «Важно, чтобы человек был принят другими. Но самое сложное – принять себя самому. Судьба человека предрешается именно на этой инстанции. Содействовать в построении образа себя и своих возможностей, принятии и приятии себя – вот та задача, осознание и решение которой требует активного участия педагога».
Людмила КОЖУРИНА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||||||||||||||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||||||||||||||||
11:00 – 12:15 |
| [Мероприятие 13] Мастер-класс Начало — 11:00 Учимся, играя. Эффективные игровые методы обучения правописанию, чтению и математике СОБОЛЕВА А. Е., к.псих.н., коррекционный филолог, руководитель НИЦ детской психологии им. Лурия (г. Москва). Автор и соавтор более 50 научных и научно-популярных статей и книг. Автор коррекционных методик «Русский язык с улыбкой» и «Математика шутя» Участие платное, стоимость: 500.00 руб. Продолжительность: 6 академических часов. По окончании выдается сертификат установленного образца от Педагогического университета «Первое сентября». | ||||||||||||||||
12:30 – 13:45 |
| |||||||||||||||||
14:00 – 15:15 |
| |||||||||||||||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии