30 марта 2011 г.
День учителя химии Программа дня
Всего участников: 467
Репортаж
День был сложным и многоликим, как и сама химическая наука. Древняя, как история человечества, она всегда обращена в будущее, и, постоянно угадывая его черты, зачастую сама это будущее формирует.
О вызовах времени размышлял Владимир Еремин, профессор химфака МГУ (лекция «Направления работы с одаренными детьми: элективные курсы; подготовка к олимпиадам»).
Профессор МГУ В.В. Ерёмин – о направлениях работы с одаренными детьми
И.А. Тюльков, доцент химфака МГУ рассказывает о подготовке к олимпиадам разных уровней
– Невозможно угадать, какие профессии будут востребованы через десять лет, – заметил он. – Но можно выделить наиболее перспективные направления.
Профессор Еремин примерно очертил содержание элективных курсов, которые будут нужны нынешним старшеклассникам. Во-первых, это материаловедение.
– Никакая интернет-технология не заменит специалистов по материаловедению, – сказал он. – Это тема будет вечной, поскольку человечеству постоянно требуются новые материалы: в строительстве, промышленности, да что там – во всех областях нашей жизни.
Во-вторых, дал прогноз Владимир Владимирович, в XXI веке активно будет развиваться биохимия и энергетика. Вопрос доступной и дешевой энергии – это вопрос жизни и смерти для современной цивилизации. По оценке профессора Еремина, наиболее востребованными в этой области будут переработка нефти, новые технологии по использованию природного газа и, конечно же, водородная энергетика.
– Водород – наиболее перспективная замена углеводородному сырью. Почему? – И пояснил. – Во-первых, водород наиболее распространенный элемент во Вселенной. Во-вторых, при его сжигании образуется вода, а не вредные выхлопные газы, и, в-третьих, КПД топливных элементов выше, чем КПД всех известных типов двигателей.
Перед будущими химиками, которые выберут элективный курс по водородной энергетике, встанут серьезные проблемы: разработать экологически безопасную технологию производства водорода; удешевить производство топливных элементов; придумать эффективные способы хранения водорода.
– Нефти хватит на нас и наших детей, – заметил Владимир Еремин. – А потом она кончится. Поэтому над этой проблемой думать надо уже сейчас.
Тема еще одного элективного курса, как ни странно, информационные технологии.
– Каждые два года объем информации, известной человечеству, удваивается, – сказал он. – За сутки появляется от 15 до 20 тысяч новых веществ. Всю эту информацию надо собирать, обрабатывать и работать с ней. Так что курсы информационной технологии будут очень востребованы.
Особое внимание Владимир Еремин уделил катализу, одной из наиболее востребованных областей химии. 80 % объектов, производимых с помощью химических процессов, создаются при участии каталитических технологий. Катализ – это и переработка нефтепродуктов, и выхлопных газов, и многое другое.
– Катализ наиболее полным образом характеризует суть химии, – заметил он. – Наверное, в какой-то степени катализ можно считать искусством, вершиной химии. Поэтому его можно изучать и четыре часа, и сорок, и даже весь учебный год.
– Химфак готов помогать учителям не только в решении задач и подготовке к олимпиадам, – заверил участников Марафона профессор Еремин. - Но и в разработке элективных курсов, учебных программ, пособий. Обращайтесь.
Возможность оформить льготную редакционную подписку можно было и на марафоне
Еще одна перспективная тема для элективного курса, по словам Владимира Еремина, – «зеленая» химия. Именно этой теме был посвящен семинар Германа Фадеева, профессора МГТУ им. Баумана.
Вообще, понятие «зеленая» химия появилось в 1998 году. А родилась идея в 92-м на конгрессе химиков в Рио-де-Жанейро, когда ученые озаботились нарастающими процессами загрязнения окружающей среды.
Надо отметить, что хотя разница между понятиями «химия окружающей среды», «экологическая химия» и «зеленая», на первый взгляд не очевидна, на самом деле, разница эта существенная.
Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеев проводит семинар о новом этапе экологической химии: как познакомить школьников с принципами «зеленой химии» – не навреди окружающей среде…
– Если задачей химия окружающей среды (экологической химия) является уменьшение вреда, который наносят производства природе, то задача «зеленой» химии – разработка изначально безопасных производств.
Итак, девиз «зеленой» химии – не навредить. А ее будущее, по словам профессора Фадеева, связано с нанотехнологиями.
Какие же изменения касаются основ химического производства? На данный момент их четыре:
- поиск альтернативы углеводородным источникам энергии – ведь «жечь нефть, все равно, что топить печь ассигнациями», напомнил Герман Фадеев слова Менделеева;
- создание технологий по использованию возобновляемых ресурсов – таких, как бумажная целлюлоза, которую можно переработать и снова пустить в дело;
- использование «мягких» технологий (прежде всего, биотехнологий);
- применение «мягких» методов синтеза (которые предполагают использование «сверхкритических» жидкостей, таких, как углекислый газ под большим давлением, и широкое применение катализаторов).
Все эти направления ждут своих исследователей, и задача учителей – увлечь своих учеников химией, – заметил профессор Фадеев. - Но как же ввести «зеленую химию» в школы? Ведь в учебном плане ей места нет.
С помощью факультативов и метода проектов – тут же последовал ответ из зала. Только вот где бы больше узнать об этом направлении химической науки?
– С 2006 года на химфаке МГУ работает Научно-образовательный центр «Химия в интересах устойчивого развития» (http://www.greenchemistry.ru), – ответил Герман Николаевич. – Центр выпускает методическую и учебную литературу, проводит учебные курсы для учителей и старшеклассников. Просто зайдите на сайт.
Кстати, в шестом номере газеты «Химия» за этот год есть большой материал, посвященный «зеленой» химии. Спрашивайте в библиотеках ваших школ, коллеги.
К исходу этого дня участников Марафона, уже слегка уставших от обилия новой информации, ждал настоящий фейерверк идей и разработок. Аудитория, где должны были начаться творческие мастерские учителей, гудела от нетерпения.
Творческие мастерские: интересно послушать выступление коллег
Мастерские начались с выступления Ирины Котиковой, учителя химии лицея №1524. Вместе со своими учениками она активно осваивает виртуальное пространство Second Life (http://www.secondlife.ru/). Этот трехмерный игровой мир был создан в конце 90-х, и представляет собой фактически вторую реальность, в которой можно строить дома, прокладывать дороги, создавать заводы и организовывать производства, пахать землю, водить грузовик или выращивать цветы – в общем, попробовать себя во всех сферах жизни.
Творческие мастерские: учитель химии лицея № 1524 (Москва) И.В. Котикова – о возможности использования web-технологий на уроках химии
Ученики Ирины Котиковой уже «построили» два завода – по переработке нефтепродуктов и производству кирпича и создали полноценные виртуальные экскурсии по этим производствам. Кстати, эти экскурсии легко можно использовать в качестве наглядного пособия – ученики Ирины Валерьевны ручаются за точность модели: все особенности производства соответствуют реальности.
Подробнее о разработках Ирины Валерьевны вы можете узнать на ее сайте http://chem1524.ucoz.ru.
Творческие мастерские: пришкольный участок есть в любой школе, как приобщить школьников к работе на нем, совмещая с решением конкретных задач по химии, – об этом рассказывает Т.Г. Леснова, учитель химии, биологии и экологии Волченковской средней школы
В жизни сельского учителя нет места виртуальности – деревенские дети совсем иначе воспринимают материал и к химии часто совершенно равнодушны. Их можно увлечь только предельно наглядными, очень «вещными» методами. Такими, как, например, работа на пришкольном участке. Но как такая деятельность может закрепить знания по химии в буйной детской голове? Об этом рассказывала Татьяна Леснова, учитель химии, биологии и экологии Волченковской средней школы, Наро-Фоминского района.
Ее ученики опытным путем, своими руками определяли уровень кислотности почвы, выясняли необходимость ее известкования, выясняли тип почвенного питания растений и потребность в химических элементах.
– Если у капусты листья краснеют – значит, в почве мало калия, – разъясняла Татьяна Леснова. – А если они с мраморными прожилками, это говорит о нехватке магния.
На основе полученных данных ученики определяли тип почвы, требуемое удобрение, рассчитывали необходимую дозу подкормки и исподволь закрепляли знания, которые обязательно пригодятся им в жизни. Не говоря уже об урожае, который пошел в школьную столовую.
Материал, изложенный простым и понятным языком, химия, которая из скучных формул превращается в практическое, предметное знание, с которым дети уже не расстанутся, – это ли не волшебство?
О творческих мастерских можно рассказывать долго. Кто-то из учителей представлял викторины и интеллектуальные лабиринты, которые помогают сельским школьникам подружиться с химией, кто-то показывал мастерскую по ручному изготовлению бумаги из макулатуры, которую организовал с учениками, кто-то….
Творческие мастерские: учитель химии и биологии Т.В. Гутарова – об использовании игровых технологий
Творческие мастерские: М.Г. Жихарева, учитель химии ЦО «Москва-98» № 1953, рассказывает о методе внутрипредметной интеграции различных тем, при повторении материала
Творческие мастерские: «Вторая жизнь школьной тетради» – опытом работы делится С.Б. Толстолужинская, учитель химии ЦО № 1475 (Москва)
Творческие мастерские: Т.Л. Антонова, учитель химии школы № 549 (Москва) – о применении технологии критического мышления
Да что говорить! Тем, кто там был, рассказ ни к чему, а тем, кто не был, можно посоветовать обязательно завязать узелок на память. Чтобы не пропустить этот день на следующем Марафоне.
Н.Е. Дерябина проводит семинар
Семинары Н.Е. Дерябиной всегда вызывают большой интерес
О методике подготовки к ЕГЭ по химии рассказывают сотрудники МИОО
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии