Рейтинг@Mail.ru

30 марта 2011 г.

День учителя химии  Программа дня

Всего участников: 467

Репортаж

День был сложным и многоликим, как и сама химическая наука. Древняя, как история человечества, она всегда  обращена в будущее, и, постоянно угадывая его черты, зачастую сама это будущее формирует.  

О вызовах времени размышлял Владимир Еремин, профессор химфака МГУ (лекция «Направления работы с одаренными детьми: элективные курсы; подготовка к олимпиадам»).

фото1

Профессор МГУ В.В. Ерёмин – о направлениях работы с одаренными детьми

фото2

И.А. Тюльков, доцент химфака МГУ рассказывает о подготовке к олимпиадам разных уровней

– Невозможно угадать, какие профессии будут востребованы через десять лет, – заметил он. – Но можно выделить наиболее перспективные направления.

Профессор Еремин примерно очертил содержание элективных курсов, которые будут нужны нынешним старшеклассникам. Во-первых, это материаловедение.

– Никакая интернет-технология не заменит специалистов по материаловедению, – сказал он. – Это тема будет вечной, поскольку человечеству постоянно требуются новые материалы: в строительстве, промышленности, да что там – во всех областях нашей жизни.    

Во-вторых, дал прогноз Владимир Владимирович, в XXI веке активно будет развиваться биохимия и энергетика. Вопрос доступной и дешевой энергии – это вопрос жизни и смерти для современной цивилизации. По оценке профессора Еремина, наиболее востребованными в этой области будут переработка нефти, новые технологии по использованию природного газа и, конечно же,  водородная энергетика.     

– Водород – наиболее перспективная замена углеводородному сырью. Почему?  – И пояснил. – Во-первых,  водород наиболее распространенный элемент во Вселенной.  Во-вторых, при его сжигании  образуется  вода, а не вредные выхлопные газы, и, в-третьих, КПД топливных элементов выше, чем КПД всех известных типов двигателей.

Перед будущими химиками, которые выберут элективный курс по водородной энергетике, встанут серьезные проблемы: разработать экологически безопасную технологию производства водорода;  удешевить производство топливных элементов;  придумать эффективные способы хранения водорода.

– Нефти хватит на нас и наших детей, – заметил Владимир Еремин. – А потом она кончится. Поэтому над этой проблемой думать надо уже сейчас.

Тема еще одного элективного курса, как ни странно, информационные технологии.

– Каждые два года объем информации, известной человечеству, удваивается, – сказал он. – За сутки  появляется от 15 до 20 тысяч новых веществ. Всю эту информацию надо собирать, обрабатывать и работать с ней. Так что курсы информационной технологии будут очень востребованы.

Особое внимание Владимир Еремин уделил катализу, одной из наиболее востребованных областей химии. 80 % объектов, производимых с помощью химических процессов, создаются при участии каталитических технологий.  Катализ – это и переработка нефтепродуктов, и выхлопных газов,  и многое другое.

– Катализ  наиболее полным образом характеризует суть химии, – заметил он. – Наверное,  в какой-то степени катализ можно считать искусством, вершиной химии. Поэтому его можно изучать и четыре часа, и сорок, и даже весь учебный год.  

– Химфак готов помогать учителям не только в решении задач и подготовке к олимпиадам, – заверил участников Марафона профессор Еремин. -  Но и в разработке элективных курсов, учебных программ,  пособий. Обращайтесь.

фото3

Возможность оформить льготную редакционную подписку можно было и на марафоне

Еще одна перспективная тема для элективного курса, по словам Владимира Еремина, – «зеленая» химия. Именно этой теме был посвящен семинар  Германа Фадеева, профессора МГТУ им. Баумана.

Вообще, понятие «зеленая» химия появилось в 1998 году. А родилась  идея в 92-м  на конгрессе химиков в Рио-де-Жанейро, когда ученые озаботились нарастающими процессами загрязнения окружающей среды.

Надо отметить, что хотя разница между понятиями «химия окружающей среды», «экологическая химия» и «зеленая», на первый взгляд не очевидна, на самом деле, разница эта существенная.

фото4фото5

Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Г.Н. Фадеев проводит семинар о новом этапе экологической химии: как познакомить школьников с принципами «зеленой химии» – не навреди окружающей среде…

– Если задачей химия окружающей среды (экологической химия)  является  уменьшение вреда, который наносят производства природе, то задача «зеленой»  химии – разработка изначально безопасных производств.

Итак, девиз «зеленой» химии – не навредить. А ее будущее, по словам профессора Фадеева,  связано с нанотехнологиями.

Какие же изменения касаются основ химического производства? На данный момент их четыре:

  • поиск альтернативы углеводородным источникам энергии – ведь «жечь нефть, все равно, что топить печь ассигнациями», напомнил Герман Фадеев слова Менделеева;
  • создание технологий по использованию возобновляемых ресурсов – таких, как бумажная целлюлоза, которую можно переработать и снова пустить в дело;
  • использование «мягких» технологий (прежде всего, биотехнологий);
  • применение «мягких» методов синтеза (которые предполагают использование «сверхкритических» жидкостей, таких, как углекислый газ под большим давлением, и широкое применение катализаторов).

Все эти направления ждут своих исследователей, и задача учителей – увлечь своих учеников химией,  – заметил  профессор Фадеев. -  Но как же ввести «зеленую химию» в школы? Ведь в учебном плане ей места нет.  

С помощью факультативов и метода проектов – тут же последовал ответ из зала. Только вот где бы больше узнать об этом направлении химической науки?

– С 2006 года на химфаке МГУ работает Научно-образовательный центр «Химия в интересах устойчивого развития» (http://www.greenchemistry.ru), – ответил Герман Николаевич. – Центр выпускает методическую и учебную литературу,  проводит учебные курсы для учителей и старшеклассников. Просто зайдите на сайт.

Кстати, в шестом номере газеты  «Химия» за этот год есть большой материал, посвященный «зеленой» химии. Спрашивайте в библиотеках ваших школ, коллеги.

К исходу этого дня участников Марафона, уже слегка уставших от обилия новой информации, ждал настоящий фейерверк идей и разработок. Аудитория, где должны были начаться творческие мастерские учителей, гудела от нетерпения.  

фото6

Творческие мастерские: интересно послушать выступление коллег

Мастерские начались с выступления Ирины Котиковой, учителя химии лицея №1524. Вместе со своими учениками она активно осваивает виртуальное пространство Second Life (http://www.secondlife.ru/). Этот трехмерный игровой мир был создан в конце 90-х, и представляет собой фактически вторую реальность, в  которой можно строить дома, прокладывать дороги, создавать заводы и организовывать производства, пахать землю, водить грузовик или выращивать цветы – в общем, попробовать себя во всех сферах жизни.

фото7

Творческие мастерские: учитель химии лицея № 1524 (Москва) И.В. Котикова – о возможности использования web-технологий на уроках химии

Ученики Ирины Котиковой уже «построили» два завода – по переработке нефтепродуктов и производству кирпича и создали полноценные виртуальные экскурсии по этим производствам.  Кстати, эти экскурсии легко можно использовать в качестве наглядного пособия – ученики Ирины Валерьевны ручаются за точность модели: все особенности производства соответствуют реальности.

Подробнее о разработках Ирины Валерьевны вы можете узнать на ее сайте http://chem1524.ucoz.ru.

фото8

Творческие мастерские: пришкольный участок есть в любой школе, как приобщить школьников к работе на нем, совмещая с решением конкретных задач по химии, – об этом рассказывает Т.Г. Леснова, учитель химии, биологии и экологии Волченковской средней школы

В жизни сельского учителя  нет места виртуальности – деревенские дети совсем иначе воспринимают материал и к химии часто совершенно равнодушны. Их можно увлечь только предельно наглядными, очень «вещными» методами. Такими, как, например, работа на пришкольном участке. Но как такая деятельность может закрепить знания по химии в буйной детской голове? Об этом рассказывала Татьяна Леснова, учитель химии, биологии и экологии Волченковской средней школы, Наро-Фоминского района.

Ее ученики опытным путем, своими руками определяли уровень кислотности почвы, выясняли необходимость  ее известкования, выясняли тип почвенного питания растений и потребность в химических элементах.

– Если у капусты листья краснеют – значит, в почве мало калия, – разъясняла Татьяна Леснова. – А если они с мраморными прожилками, это говорит о нехватке магния.  

На основе полученных данных ученики определяли тип почвы, требуемое удобрение,  рассчитывали необходимую дозу подкормки  и исподволь закрепляли знания, которые обязательно пригодятся им в жизни. Не говоря уже об урожае, который пошел в школьную столовую.    

Материал, изложенный простым и понятным языком, химия, которая из скучных формул превращается в практическое, предметное знание, с которым дети уже не расстанутся, – это ли не волшебство?     

О творческих мастерских можно рассказывать  долго. Кто-то из учителей представлял викторины и интеллектуальные лабиринты, которые помогают сельским школьникам подружиться с химией, кто-то показывал мастерскую по ручному изготовлению бумаги из макулатуры, которую организовал с учениками, кто-то….

фото9

Творческие мастерские: учитель химии и биологии Т.В. Гутарова – об использовании игровых технологий

фото10

Творческие мастерские: М.Г. Жихарева, учитель химии ЦО «Москва-98» № 1953, рассказывает о методе внутрипредметной интеграции различных тем, при повторении материала

фото11

Творческие мастерские: «Вторая жизнь школьной тетради» – опытом работы делится С.Б. Толстолужинская, учитель химии ЦО № 1475 (Москва)

фото12

Творческие мастерские: Т.Л. Антонова, учитель химии школы № 549 (Москва) – о применении технологии критического мышления

Да что говорить! Тем, кто  там был,  рассказ ни к чему, а тем, кто не был, можно посоветовать обязательно завязать узелок на память. Чтобы не пропустить этот день на следующем Марафоне.   

фото13

Н.Е. Дерябина проводит семинар

фото14

Семинары Н.Е. Дерябиной всегда вызывают большой интерес

фото15

О методике подготовки к ЕГЭ по химии рассказывают сотрудники МИОО

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Направления работы с одаренными детьми. Элективные курсы

ЕРЕМИН В. В., профессор химического факультета МГУ им. Ломоносова


Подготовка к олимпиадам

ТЮЛЬКОВ И. А., к.п.н., доцент химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


Семинар

Окислительно-восстанови­тельные переходы между органическими веществами в схемах, таблицах и упражнениях

ДЕРЯБИНА Н. Е., к.п.н., доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова


Издательство «Русское слово»

Лекция

Внутрипредметная интеграция при изучении органической химии

НОВОШИНСКАЯ Н. С., к.хим.н., доцент кафедры общей химии Краснодарского технического университета, автор линии учебников по химии издательства «Русское слово»


 10624%
 27461%
 6915%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Семинар

«Зеленая химия» – новый этап экологической химии

ФАДЕЕВ Г. Н., профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, чл.-корр. Российской Академии Естествознания


Пленарный доклад

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

ОРЖЕКОВСКИЙ П. А., д.хим.н., профессор института биологии и химии МПГУ, автор УМК по химии для основной школы


Издательство «Экзамен»

Лекция

Инновационные, электронные учебно-наглядные пособия по химии в рамках введения новых стандартов образования и реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа»

ШАЛОВ В. Л., руководитель группы разработчиков электронных учебных пособий


 8119%
 25959%
 9722%
13:45 – 15:00

Творческие мастерские

Некоторые возможности использования web-технологий при обучении химии

КОТИКОВА И. В., учитель химии


Использование игровых технологий при проведении обобщающих уроков

ГУТАРОВА Т. В., учитель химии и биологии школы №10, пос. Березняки, Сергиево-Посадский р-н


Внутрипредметная интеграция различных тем при повторении и обобщении химии в 11-м классе (1 час в неделю)

ЖИХАРЕВА М. Г., учитель химии ГБОУ ЦО № 1953, г. Москва


Работа на пришкольном участке как средство закрепления знаний по химии

ЛЕСНОВА Т. Г., учитель химии


Вторая жизнь школьной тетради

ТОЛСТОЛУЖИНСКАЯ С. Б., учитель химии, педагог дополнительного образования ЦО № 1475, г. Москва


Применение технологии критического мышления на уроках химии

АНТОНОВА Т. Л., учитель химии школы № 549 г. Москвы


Круглый стол

Ведущие: ДОРОФЕЕВ М. В., к.х.н., доцент, учитель химии ГОУ СОШ №528 и №1253; АПУХТИНА Н. В., методист кафедры ИТиОС МИОО

Информационные технологии на уроке химии в контексте освоения стандартов нового поколения

БОГДАНОВА Н. Н., методист кафедры методики преподавания химии МИОО;
ЖИЛИН Д. М., к.хим.н., зав. лабораторией химии Политехнического музея;
ЗЮЗЬКЕВИЧ Н. Г., учитель химии ГОУ гимназии №1636 «НИКА» ЮАО Москвы


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Реализация успешного обучения химии по учебникам нового поколения

ВОСКОБОЙНИКОВ Н. П., доцент Тамбовского ИПК


 16438%
 24557%
 215%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии