Рейтинг@Mail.ru

2 апреля 2011 г.

День учителя физики  Программа дня

Всего участников: 535

Репортаж

В день учителя физики дорога в большой зал проходила через лабиринты демонстрационных стендов с мигающими лампочками и прыгающими стрелочками, мимо интерактивных досок и экранов проекторов, на которых сменяли друг друга графики, таблицы, схемы. Педагоги, едва поздоровавшись, принимались увлеченно разглядывать все эти методические новинки, делиться опытом, прибавляя неизменное учительское: «А я это делаю чуть-чуть иначе…»

Именно желание дать возможность преподавателям работать эффективно и с удовольствием побудило Марину Демидову, доцента кафедры физики и заведующую отделом естествознания МИОО, перед началом пленарного доклада, отступив от намеченного плана, предоставить слово Алексею Бунчуку, доктору физико-математических наук, директору школы.

Известный московский педагог заявил, что уже целых три дня тому назад принял на себя руководство столь же недавно созданным московским региональным отделением общественного движения «Физика и образование». Основная задача новой организации – повлиять на изменения в содержании программ и стандартов по физике. «Нами все равно будут руководить, - мудро прокомментировал Алексей Васильевич, - но, может быть, нам удастся направить руководящих товарищей, подсказать им…» Прежде чем что-либо советовать начальству, необходимо, конечно, уточнить состояние дел, узнать мнение школьных учителей и методистов. Для этого в ближайшие дни по школам будут разосланы анкеты «с человеческими вопросами». Кроме того, все предложения и пожелания по поводу устранения самых существенных помех в учительской работе нужно отправлять по адресу teacher_phys_msc@mail.ru.

Призвав педагогов проявить гражданскую активность, Марина Юрьевна вернулась к теме доклада «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике (9, 11 кл.)». Оказывается, ЕГЭ и ГИА по физике меняются в лучшую сторону, причем не без участия преподавателей. Уже сейчас на сайте ФИПИ можно увидеть, какие изменения планируются в следующем учебном году, и включиться в обсуждение.

В этом году удалось увеличить время экзамена, ребята не будут допускать досадные неточности из-за того, что не успели внимательно вчитаться в вопросы. Варианты ответов части А составлены так, чтобы при решении задач снизить вероятность ошибки в расчетах. В конце концов, проверяется знание физики, а не арифметики.

На ГИА обязательно присутствие учителя-предметника. В соответствии с рекомендациями, это должен быть педагог, не преподающий в этом классе. Но, поскольку во многих школах преподаватель физики один, он может и должен принимать экзамен у своих учеников. «А мы будем верить в его объективность».

В качестве полезного источника информации для педагога, работающего с выпускными классами, Марина Демидова порекомендовала сайт http://www.omc-class.ru/, а также оставила свой электронный адрес (demidovaktv1@yandex.ru), пообещав оперативно отвечать на все сложные вопросы.

Сменивший ее на сцене большого зала Валерий Касьянов, профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза МЭИ (МЭИТУ), продемонстрировал собравшимся созданные им методические пособия для подготовки учеников к самым сложным экзаменам. «Раньше мы, изучая физику, задавали себе вопрос: почему это так. Современные дети спрашивают иначе: зачем мне это знать». И новые учебные материалы должны давать ответы на оба вопроса.

Идея создания новых учебников, интерактивных пособий, способных увлечь нынешних подростков, волновала многих участников Марафона. Сергей Дунин, доцент кафедры теории и методики обучения физике, факультета физики и информационных технологий МПГУ, совместно с педагогами московских школ, Андреем Тарчевским и Людмилой Войтовой, демонстрировал безграничные возможности применения информационных технологий на уроках физики.

Ирина Лапшина, кандидат педагогических наук, показывала, как новейшие интерактивные ресурсы можно использовать эффективно, даже в том случае, если в школе нет в достаточном количестве современного оборудования. К примеру, опорные конспекты, легко распечатать.

Александр Кудрявцев, преподаватель физики, математики и информатики, разработчик электронных учебных пособий, удивлял зал уникальными виртуальными экспериментами. Но все создатели новейших учебников в один голос призывали не злоупотреблять виртуальными экспериментами, использовать их только по мере необходимости. Детям важно видеть реальное содержание, скрытое в абстрактных формулах и схемах, своими руками ставить эксперименты. Но вот то, что не можешь увидеть в жизни, позволяет представить компьютерная модель. Например, как меняется температура кипения воды на высоте нескольких тысяч метров.

Впрочем, и для понимания простых обыденных вещей компьютер иногда бывает полезен. Почему малышам, вполне прилично решающим примеры, так трудно понять уравнения, формулы? Одна из причин – неправильное понимание символа «=», равняется. Для ребенка он часто означает «получится»: два плюс два получится четыре. А если разделить путь на время – из этого ничего не получается. Картинка на экране напоминает весы. На одной чашечке одни величины – на другой другие. Уравновешивание, приравнивание. Так выстраивается правильное понимание абстрактного символа. Причем, гораздо быстрее и проще, чем если бы преподаватель начал сооружать подобные весы у себя в кабинете и раскладывать по сторонам шарики с соответствующими подписями.

Галина Степанова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики естественно-математического образования Ленинградского областного института развития образования, сформулировала основные принципы создания учебников нового поколения. С одной стороны, современные дети привыкли, практически с рождения, к обилию изображений, поэтому учебники с большими текстами и минимальным зрительным рядом они не воспринимают. С другой стороны, ребята совершенно не умеют извлекать информацию из увиденного, интерпретировать картинку, не говоря уж о графике или диаграмме. Именно на разрешение этого противоречия и должны работать авторы новых учебных пособий.

Михаил Бражников, учитель физики и редактор газеты «Физика» Издательского Дома «Первое сентября», посвятил все выступление сравнению картинок в старинных и современных учебниках, увы, не в пользу последних. Когда-то физические законы иллюстрировали для детей профессиональные художники. Они не только создавали изящные гармоничные произведения, приятные для глаза, но и позволяли детям совместить картинку с реальностью, а значит, и формулу, устройство, закон наполнить живым содержанием. Современные схематичные иллюстрации не помогают ребенку ощутить свою причастность к тому, о чем говорится в учебнике.

Впрочем, как бы содержательны и важны ни были сообщения методистов, самое увлекательное – посмотреть на работу коллеги. Или хотя бы послушать, что нового каждый учитель придумал в своей школе. Поэтому в тех аудиториях, где выступали учителя, было не протолкнуться.

Петр Головин, Народный учитель СССР, директор ученической фирмы «Импульс» из поселка Ишеевка Ульяновской области, сосредоточился на опытах с электричеством. Его ребята не только много экспериментируют, но и сами производят оборудование для лабораторных и практических работ.

Андрей Семке, заслуженный учитель Кубани из Ейска, напротив, постарался выйти за рамки не только одной темы, но и предмета. «Известно, что самые вкусные яблоки – в соседском саду. А самые продуктивные научные работы – на стыке наук». Кроме того, работает Андрей Иванович в небольшой школе, где нужно заинтересовать физикой и гуманитариев, и химиков. Поэтому и объясняет он, к примеру, принцип зеркального отражения, читая стихи Блока. Попробуйте вспомнить известное «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - и подумать про оптические законы. Все свои находки Семке собрал на страницах персонального сайта http://seaniv2006.narod.ru/, адрес которого слушатели тщательно переписывали в блокнотики.

Диана Ивашкина, кандидат физико-математических наук, учитель физики из Троицка, приехала в Москву вместе с учениками. С их помощью она показывала, как, пользуясь разработанными ею схемами, ребята осознанно включаются в экспериментальную деятельность, учатся самостоятельно определять ее цель, планировать, описывать результаты.

Именно осознанная экспериментальная, исследовательская деятельность подростков позволяет им добиваться высоких предметных (и научных) результатов, уверена и Инна Мельникова, московский учитель физики. Темы экспериментальных работ ее учеников рождаются от простого детского любопытства: «С какой силой давит тетрадь на парту?» «Какова оптическая сила линз бабушкиных очков?» Выдвигаются гипотезы: тетрадь же тоненькая, какая там сила давления, один Паскаль, не больше. Выстраивается план действий. Совершается открытие: тетрадь «сильнее», чем я думал в 20 раз! Дети учатся представлять свои эксперименты: делать информативные фотографии, включать их в презентации, даже писать комментарии.

Ученики Галины Туркиной, педагога ЦО «Технологии обучения», как принято говорить, дети с особыми потребностями, не всегда могут справиться с компьютером. Зато они удивительно изобретательны в создании различных измерительных приборов и демонстрационных материалов из всяких, на первый взгляд, ненаучных вещей. Пластиковые стаканчики и бутылки, крышечки от различных спреев и коробочки из-под творога. Чтобы превратить все это в физические приборы, требуется немало фантазии и - понимание важнейших закономерностей исследуемых процессов.

Игорь Бачурин, педагог из Каширы, преподает астрономию (элективный курс), область физики, в которой трудно экспериментировать, что-то делать своими руками. Более того, в соответствии с учебным планом, он встречается с учениками всего раз в 2 недели, 17 часов за год. Как в таких условиях дать подросткам представление о бесконечной Вселенной? Игорь Борисович решил включить ребят в проектную деятельность по созданию астрономического сайта. Каждый ученик должен собрать по заранее объявленным темам курса 8 ссылок: 2 - на интересные статьи, 2 – на картинки и фотографии, 2 – на актуальную информацию (последние открытия, изобретения) и 2 – на что-то особенное. Кто видео материалы находит, кто музыку космическую. Один мальчик прислал ссылку на экзаменационные вузовские билеты по астрономии. Если двое прислали одинаковую информацию, принимается более ранняя. Значит, искать приходится с запасом. И не только искать, но и читать, разглядывать, запоминать. В конце года – зачет: вытягиваешь, как на экзамене, любую свою ссылку и рассказываешь, о чем там речь.

В итоге получается яркий молодежный научный сайт, где вместо списка группы причудливые ники и аватары. А вместо бессмысленного «флуда» - бесценная информация о нашем мире, его устройстве, далеком прошлом и будущем, между прочим.

Кстати, в связи с юбилеем гагаринского полета, тема космоса неоднократно звучала на Дне учителя физики. Даже были показаны эксклюзивные видеоматериалы, посвященные лунным экспедициям. Сергей Попов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказывал о новейших астрономических исследованиях и о том, как они влияют на представления человечества о мироздании.

Традиционно каждый день Педагогического марафона завершается хорошим кинофильмом. Только не сегодня. После всех докладов, круглых столов и мастер-классов учителя отправились снова в большой зал на конкурс естественнонаучных проектов, чтобы увидеть, услышать еще что-то из копилки чужого опыта. И подумать: «А я это сделаю чуть-чуть иначе…»

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Пленарный доклад

Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике (9, 11 кл.)

ЗИНКОВСКИЙ В. И., к.п.н., зав. кафедрой физики МИОО;
ДЕМИДОВА М. Ю., д.п.н., профессор МГПУ, руководитель центра педагогических измерений ФИПИ


УМК профильного уровня при подготовке к ЕГЭ

КАСЬЯНОВ В. А., профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза Московского энергетического института, автор УМК по физике для 10–11 кл.


Круглый стол

Ведущий: ФЕДОРОВА Ю. В., к.п.н., проректор МИОО, зав. кафедрой ИтиОС

Информационные технологии на уроке физики в контексте освоения стандартов нового поколения

ДУНИН С. М., доцент кафедры теории и методики обучения физике, факультета физики и информационных технологий МПГУ;
ТАРЧЕВСКИЙ А. Е., учитель физики школы №179 МИОО, г. Москва;
ВОЙТОВА Л. К., засл. учитель РФ, отличник народного просвещения, ГБОУ гимназия № 1528, Зеленоградский округ, г. Москва;
ШИРИНА Т. А., методист по физике кафедра Информационных технологий и образовательной среды МИОО


Издательство «Илекса»

Лекция

Технологии оценивания знаний учащихся по физике: контроль и обратная связь

ГЕЛЬФГАТ И. М., преподаватель физики в физ.-мат. лицее,  учитель-методист, автор учебных пособий по физике;
КИРИК Л. А., преподаватель физики, отличник образования СССР, автор задачников, дидактических и методических материалов по физике


Компания «Новый диск»

Лекция

Образовательные ресурсы нового поколения, инновационные решения и технологии на уроках физики в современной школе

ЛАПШИНА И. В., к.п.н., Руководитель научно-методического отдела Департамента образования компании «Новый Диск»


 32163%
 8216%
 6813%
 408%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Публичные лекции и сообщения

Памяти Ю.А.Гагарина: космические Колумбы (эксклюзивные видеоматериалы)

ДОВГАНЬ В. Г., к.в.н., проф., генерал-майор, акад. РАКЦ и АМТН (СВКВ)


Новейшие астрономические результаты: вклад в картину мира

ПОПОВ С. Б., к.ф.-м.н., ст.н.с. ГАИШ МГУ им. М.В. Ломоносова


Открытый семинар «Экспериментальная исследовательская деятельность»

Исследование электрического тока в средах посредством демонстрационного и фронтального эксперимента

ГОЛОВИН П. П., учитель физики


Метод активных вопросов и эксперимент на уроках физики

СЕМКЕ А. И., заслуженный учитель Кубани, учитель физики, МОУ СОШ №11, г. Ейск, Краснодарский кр.


Компьютеризированный эксперимент – средство формирования исследовательских умений школьников

ЛОЗОВЕНКО С. В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, учитель физики школы № 1501


Издательство «Экзамен»

Лекция

Инновационные, электронные учеб­но-наглядные пособия по физике в рамках введения новых стандартов образования и реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа»

КУДРЯВЦЕВ А. А., IT-директор издательства «Экзамен-Медиа», разработчик электронной версии учебников А.В. Пёрышкина


Издательство «Русское слово»

Лекция

Существуют ли  учебники нового поколения по физике?

СТЕПАНОВА Г. Н., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор УМК по физике для 7–11 классов


 12926%
 15631%
 17134%
 429%
13:45 – 15:00

Открытый семинар «Формы проектной деятельности учащихся по физике»

Физика Вселенной в сети Интернет как основа содержания проектной деятельности учащихся

БАЧУРИН И. Б., учитель физики, МОУ СОШ с УИОП №7, г. Кашира


Проектная деятельность ученика – формула его движения к жизненному успеху

ТУРКИНА Г. Ф., учитель физики ГОУ ЦО «Технологии обучения», г. Москва


Экспериментальные задания по физике как средство подготовки учащихся к проектной деятельности

МЕЛЬНИКОВА И. Ю., учитель физики, ГОУ СОШ №963


Мастер-класс

Как научить школьников не просто проводить экспериментальное исследование, но самостоятельно определять его цель

НИКИФОРОВ Г. Г., к.п.н., ИСМО РАО;
ИВАШКИНА Д. А., к.ф.-м.н., учитель физики, лицей, г. Троицк;
ТИЩЕНКО Л. В., учитель физики


Интерактивные ЦОРы как эффективное средство обучения

ЧЕРНЫШОВА М. В., учитель физики, ЦО №1943


Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Формирование новых подходов к оценке достижений учащихся по физике

ГОДОВА И. В., учитель физики СОШ «Логос М», г. Мытищи, МО


Лекции

Научная школа для учителей в ЦЕРНе

ГУДЕНКО Е. В., учитель физики, ГОУ СОШ №814


Иллюстративный метод обучения в учебниках физики: вчера и сегодня

БРАЖНИКОВ М. А., ИХФ РАН, редакция «Физика-ПС»


 28059%
 10722%
 6313%
 306%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии