10 апреля 2011 г.
День учителя английского языка Программа дня
Всего участников: 731
Репортаж
Современный педагог не столько учит детей, сколько создает условия, при которых школьники начинают активно осваивать предмет. Эта идея в той или иной форме звучала практически на каждой лекции или мастер-классе в день учителя английского языка.
Больше всего народу собрала в аудитории методист, преподаватель английского языка, американка Тони Халл. Люди сидели на полу, стояли у стен и не замечали усталости, настолько были захвачены, в сущности, обычным уроком. Таким, который, при желании, по силам любому педагогу из обычной школы.
Первое занятие было посвящено созданию возможностей для развития критического мышления в учебном процессе. Всем присутствующим раздали бумажные квадратики трех «светофорных» цветов: желтые, зеленые, красные. На экране появился комментарий. Желтые карточки – факты, зеленые – точка зрения, красные – сомнение, несогласие. Тони начала произносить очень простые фразы, доступные даже пониманию учеников младшей школы: «Сегодня в Москве идет снег». «Луна очень красивая». «Мороженое – вкусное». После каждого предложения зал украшался всеми возможными цветами. Тони улыбалась, удивлялась разнообразию палитры. Люди оглядывались друг на друга, соотносили свою позицию с соседской. Ведущая практически не комментировала происходящее и, конечно, не признавала один цвет правильным, а остальные ошибочными. Только в ответ на фразу «Слово «снег» пишется: с-н-е-г», - когда в руках некоторых слушателей оказались зеленые бумажки, Тони заметила: «Но ведь есть словари…»
Более длительную дискуссию вызвали две фразы про курение. Первая – «Курение опасно для здоровья», почти все подняли желтые карточки. Говорить не о чем. Зато второе предложение: «Курение следует запретить», - снова разделило людей на три группы. Важно было не прийти к общему мнению, а установить, действительно ли высказывание можно считать фактом, а не точкой зрения.
Отдельное упражнение было посвящено трем основным мыслительным процедурам, предшествующим формулированию окончательного вывода. Сначала нужно описать ситуацию, то, что видишь, знаешь, затем проанализировать, задавая разнообразные вопросы. Причем, вопрос гораздо ценнее ответа. И лишь затем возможна осознанная оценка ситуации, пусть субъективная, но аргументированная.
На экране появилась странная картинка: прямо на улице в удобном мягком кресле сидит, задумавшись человек, в пальто и кепке.
- Что вы видите? – спрашивает Тони.
- Бездомного, - мгновенно реагирует молодой учитель.
- Спасибо, вы моя первая жертва, - смеется ведущая, - это не описание, а ваше умозаключение.
Учителям непросто избавиться от привычки сразу делать выводы, отвечать на вопросы, не успев задать их.
Впрочем, увлекательная, захватывающая игра не только мышление участников развивает. Это отличная языковая практика. Работа с лексикой при описании. С формой вопроса при анализе. Даже очень слабый ученик захочет включиться в процесс. Педагог охотно подскажет ему нужные слова.
Во время второго мастер-класса Тони обсуждала с учителями возможности применения игровых, театрализованных форм на уроках. Разумеется, никаких лекций. Короткая игровая разминка, концентрирующая внимание. Работа в группах над дискуссионными вопросами: в чем помогают педагогу театральные приемы, какие дополнительные трудности создают. Участие добровольцев в создании сценок на употребление различных временных форм глагола.
Грусть расставания с замечательным педагогом отчасти смягчилась возможностью пользоваться разработками Тони Халл (сайт http://www.italldepends.wikispaces.com/), а также получать консультации по электронной почте: th.in.tesol@hotmail.com
Вэйн Риммер, педагог, автор многих учебных пособий, сменивший Тони в аудитории, избрал для своей лекции предмет довольно сухой – грамматику. Однако рассказывал о ней так артистично и увлеченно, что слушатели, вроде бы хорошо знакомые с английскими предлогами и глаголами, никуда не спешили – получали удовольствие, прикидывали, как можно использовать примеры Вэна в своих классах.
Впрочем, российские педагоги провели свои мастер-классы с неменьшим успехом, кстати, тоже на чистейшем английском языке. И хотя они, в отличие от Тони, могли, в случае затруднений, перейти на русский, но ни разу не отступили от принятых обязательств: продемонстрировать коллегам уровень собственного профессионализма. И это оказалось настолько заразительным, что аудитория также легко и непринужденно перешла на английский.
Татьяна Кузнецова, учитель школы №20 из города Химки, убедила коллег в том, что, читая с детьми знаменитую книгу Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», можно совместить приятное с полезным. Изучить лексику и грамматику, особенности культуры Британии. Попутно о домашних животных с классом поговорить, о болезнях, и о здоровом питании. И, конечно, посмеяться английским шуточкам.
Любовь Десятова, преподаватель московской гимназии №1542, рассказывала о замечательных проектах, которые она выполняет вместе с учениками, используя возможности столь привлекательных для подростков Facebook и Wiki. Это не только поиск информации, обмен фото и видеоматериалами, но и поиск единомышленников, в своем классе, в своей стране, в большом мире, создание групп для работы над совместными проектами. Продолжить диалог с Любовь Владимировной можно на сайте http://dist-tutor.info/
Московская гимназия №1567 была представлена на марафоне сразу тремя учителями. Юлия Раскина демонстрировала возможности современных интернет-технологий в изучении иностранного языка. Рамиля Тихонова остановилась на более узкой области: «Работа с подкастами (звуковые или видеофайлы определенного формата, лежащие в интернете) в преподавании английского». А Ольга Свенцицкая вдохновенно читала стихи английских поэтов, умудряясь тактично комментировать трудные места и одновременно вовлекать слушателей в обсуждение художественных деталей, тонкостей передачи образа, настроения.
Конечно, учителям хотелось не только обменяться опытом с коллегами, но и послушать рекомендации методистов. И такая возможность у них была.
Каринэ Махмурян, заведующая кафедрой иностранных языков МИОО, подробно рассказала о специфике оценки части С в ЕГЭ по английскому языку. Даже на экзамене, уверяла она, не стоит отвергать здравый смысл. Абитуриент должен представлять себе какую-то реальную ситуацию и задавать все положенные вопросы, использовать необходимые грамматические конструкции уместно и логично.
Елена Соловова, доктор педагогических наук, профессор МГУ, прочитала целых две лекции, посвященные итоговой аттестации учеников, сначала младших классов, потом старших. И обе – при полном зале учителей, старательно записывающих рекомендации руководителя группы разработки КИМов, автора многих учебников.
Наталия Ганичева, старший преподаватель кафедры информационных технологий и образовательной среды МИОО, пыталась помочь педагогам сориентироваться в многообразии существующих электронных ресурсов. И начала она с представления одного из старейших и популярных сайтов – Фестиваля учительских идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/). Здесь преподаватель может найти интересную для него разработку урока, а также опубликовать свою методическую находку, получив при этом сертификат, полезный в условиях новой системы финансирования и аттестации. Аналогичные возможности предоставляют сайты «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), «Открытый класс» (http://www.openclass.ru), «Завуч.инфо» (http://www.zavuch.info/). Более подробные комментарии Наталия Владиславовна посвятила совсем молодому сайту МИОО (http://mioo.seminfo.ru/), в частности, отметила возможность получать консультации методистов он-лайн.
Есть на каждом дне учителя английского языка неизменные традиции. Выступление специалиста офиса английского языка отдела прессы и культуры Посольства США в Москве Елены Лубниной, которая информирует педагогов о возможностях профессионального роста. Презентации крупнейшими издательствами учебной литературы, такими, как «Просвещение», «Макмиллан», новых пособий, вручение подарков.
И в этот раз традиции не были нарушены. Словом, сделано было все, чтобы учитель мог совершенствоваться сам и создавать условия для развития своих учеников.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии