24 марта 2012 г.
День учителя начальной школы (день 2-й) Программа дня
Всего участников: 858
Репортаж
На вопрос, что в этот раз на марафоне будет новенького, главный редактор журнала «Начальная школа» Мария Соловейчик ответила, что, мол, за время, прошедшее с последнего марафона, Земля не стала квадратной, принципиальных новшеств не произошло, но имеющиеся знания и умения необходимо подкачивать. И эта подкачка, обмен маленькими открытиями, всегда звучит свежо и ново.
Победитель конкурса «Учитель года» Ирина Отт и вовсе удивила: она рассмотрела историю Винни-Пуха с точки зрения проектной деятельности, объяснив, где в ней целеполагание, где планирование, а где работа над собой. Всеобщий восторг вызвала фраза:
– Вини Пух, потерпев неудачу, произвел самокоррекцию: это неправильные пчелы, они делают неправильный мед.
Тот факт, что успех так и не был достигнут, никого не смутил: в начальной школе у всех случаются неудачи.
Проектное мышление было в центре внимания и на лекции, посвященной учебному курсу «Учусь создавать проект». Раиса Сизова, автор одноименной рабочей тетради для 1-2 классов, рассказывала о том, как с помощью дополнительной программы сформировать у учеников самостоятельность, вызвать интерес к самореализации. Все здесь есть: и простейшие химические опыты, и правильный проектный лексикон, и алгоритм действий соблюден безукоризненно – все, что осталось ученикам, это получить тетрадь и начать самореализовываться.
Учителя выслушали лекцию заинтересованно, но и плечами пожали: тетрадка хорошая, да где время взять, чтобы по ней заниматься? Между тем, заметила Раиса Ивановна, есть школы, в которых новая рабочая тетрадь применяется и приносит пользу.
На лекции учителя высшей категории Ирины Ивановой «Технология современного урока и формирование читательской компетенции младших школьников» были высказаны следующие соображения.
Во-первых, читательская компетенция имеет сложную структуру и готовность к ее формированию начинает закладываться в раннем детстве в процессе общения взрослых с маленьким ребенком. Готовность к развитию этой компетентности складывается из разных компонентов, таких как общий уровень начитанности, развитие познавательных процессов, которые формируют готовность ребенка к чтению и правильному восприятию разножанровых текстов. Развитие читательской компетенции на начальном этапе, как правило, ведется по трём основным направлениям: развитие техники чтения, чтение художественной литературы учителем и учениками, обучение приёмам анализа текста. К сожалению, в последнее время, появляется все больше детей, у которых и при нормальном развитии познавательных процессов в дошкольном возрасте возникают проблемы в формировании техники чтения на начальном периоде обучения чтению. Иногда к концу 1 класса такие дети продолжают читать со скоростью 10 слов в минуту. Такие ученики, как правило, не любят читать и нелюбовь к чтению очень часто остается у них на всю жизнь. Задача учителя – найти подход к таким детям, используя различные упражнения для развития техники чтения. Далее Ирина Викторовна ознакомила учителей с пособием «Развитие техники чтения» и рассказала о некоторых приемах развития техники чтения и формирования интереса к чтению в 1 классе.
Во-вторых, Ирина Викторовна рассказала о важности периода безошибочного чтения для формирования целостности восприятия прочитанного. Затем были продемонстрированы примеры применения на уроках технологий «Эффективное чтение» и «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Особое действо происходило в это время в маленьком кабинете, где методист ЦНХО Б.М. Неменского Татьяна Борисовна Сапожникова вооружила учителей красками, кисточками и предложила создать колоритный рисунок русской старины. Учителя трудолюбиво рисовали бревенчатые избы, пока тренер давала указания::
– Тонкую линию медленно не нарисуешь, чтобы было тонко, нужно двигаться быстро!
Второе отделение семинара ознаменовалось необычайной красоты тренингом: методист ЦНХО Наталия Мейстер показала, как с помощью обычной бумаги сотворить ангелов, людей, дворцы, а также гигантских насекомых, которыми похвастался бы любой кабинет биологии. Мастер-класс вызвал у учителей настоящий ажиотаж, заодно развенчав миф о том, что для создания шедевра необходимы большие денежные затраты.
В соседнем зале, однако, тоже было много народу, хотя говорили там о менее возвышенных темах: новая система оценивания, достижение планируемых результатов НОО. Доцент ИГППУ Светлана Яковлева объяснила собравшимся, что нововведение призвано предоставить широту вариантов решения одной и той же проблемы.
– Ведь если постоянно предлагать нам рецепт на каждую конкретную ситуацию, мы не сможем научиться вести себя в других, неожиданных случаях, – пояснила Светлана Геннадьевна.
Воспитывать у ребенка умение учиться – такова принципиальная задача. Индивидуальный прогресс каждого ученика будет отражаться в портфолио, вести которые поначалу придется учителям начальной школы. Так что «Наша новая школа» предстала перед учителями во всей красе: новая система дифференцированных домашних заданий, ориентация на работу в паре или в группе, накопительная система оценивания, призванная, с одной стороны, сделать процесс обучения ребенка более прозрачным, а с другой – обезопасить его от случайных срывов на экзаменах.
Как выяснялось в течение дня, каким бы ты ни был скептиком по поводу воспитания проектного мышления у младшеклассников, а время на нее выделить все же необходимо.
– Обязательно выделяйте время на проектные уроки! – подчеркнул лектор. – На первых порах дети сами не формулируют гипотез, не делают прогнозов, они могут создать свой проект только с помощью учителя. А ведь в девятом классе защищенный проект – это пропуск к ГИА.
Не обошлось и без каверзных вопросов – например, о том, как быть с учебниками: большинство из них не предусматривают ни дифференцированных заданий, ни групповых занятий. Вероятно, поможет обращение к новым пособиям, созданным авторскими коллективами с учетом новых требований. В ближайшие годы издательствам придется «подтянуться» до новых стандартов, а учителям – привыкнуть вести портфолио.
Ну а как вести портфолио, заниматься проектной деятельностью, если у учителя не хватает опыта работы с новыми технологиями? Организаторами дня и это было учтено: в других залах в это время учителя делились друг с другом опытом освоения новых технологий: создание презентаций с помощью программ itunes, iphoto, imovie. На каждый шедевр ушла уйма времени: от шести до восьми школьных уроков. Но учителя с увлечением смотрели видеоролики и тихонько стонали:
– Рисование избушек, бумагопластика, проектное мышление, новые технологии – и все это один единственный несчастный учитель младших классов!
Поработать над собой учителям предложили и на третьей линейке семинара. В легкой, шутливой форме провела мастер-класс по созданию электронных презентаций художник журнала «Начальная школа – Первое сентября» Наталья Тренина. Работать с цветом, формой, шрифтом, фоном теперь обязан каждый, тем более если уже сейчас придется учить этому первоклашек.
Компания «Развивающие игры Воскобовича» и ее руководитель Вячеслав Воскобович
на лекции «Использование игрового материала в предшкольной подготовке и начальной школе» представили свои развивающие игры и технологии.
Ну, и про окружающий мир, куда без него. Еще на открытии Дня директором детского научно-технического центра «Полигон-Про» Сергеем Ловягиным было отмечено, что окружающий мир воспринимается сейчас как третьестепенный предмет, тогда как именно он играет большую роль в формировании у ребенка целостного подхода к действительности.
Эту мысль развила в своем докладе Виктория Самкова, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, автор множества учебных пособий по обществознанию.
Слушатели выяснили, что для полноценного изучения предмета нужно привлекать все свои способности, фантазию, эрудицию. Тут потребуются и картины Эшера и Магритта, и философские сказки Феликса Кривина, и тогда у ребенка возникнет то целостное видение мира, которое сейчас так необходимо. А уж в средней школе это видение распадется на физику, химию, биологию.
– Я расстроена тем, что из курса пятого класса был изъят такой предмет, как природоведение, – сетует Виктория Анатольевна, – потому что именно он служил раньше мостиком от окружающего мира к естественным наукам.
Необходимость в грамотном изучении окружающего мира подчеркнул и Сергей Ловягин, под занавес семинара предложивший учителям поучаствовать в новом конкурсе на самые интересные способы изучения этого предмета в младших классах.
Кроме всего прочего, в заключении семинара учителям представилась возможность в спокойной, теплой обстановке встретиться с Ассоциацией учителей начальной школы г. Москвы, которой на днях исполнился ровно год. Руководитель Ассоциации – Ладина Татьяна Викторовна.
Александра ЧКАНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии