Рейтинг@Mail.ru

7 апреля 2012 г.

День учителя русского языка  Программа дня

Всего участников: 746

Репортаж

Одиннадцатый раз проходит весенний Педагогический марафон, собирающий тысячи учителей как из Москвы и Подмосковья, так и из других городов. И каждый раз это праздник, дарящий новых друзей, знакомящий с новой литературой, с последними новостями педагогической науки, с новыми методическими направлениями. Но главное, Марафон стал местом общения, где учителя обмениваются своими мыслями и делятся опытом.

В день русского языка залы, как всегда, были переполнены, особенно на лекции ведущего научного сотрудника ВИПИ Ирины Цыбулько «Государственная итоговая аттестация в 2012 году». Ирина Петровна говорила о том, что при разработке контрольно-измерительных материалов специалисты учитывают пожелания учителей, в том числе высказанные на педагогическом марафоне: «Необходимо, чтобы государственная аттестация не входила в противоречие с задачами преподавания русского языка, чтобы она была полезным и понятным делом, а не головной болью для учителей, не стрессом для учеников и родителей. Сейчас варианты КИМов уже готовы. Все напечатано и подписано». И.П. Цыбулько отметила, что собравшиеся знакомы, конечно, с предложенными изменениями по материалам Интернета, и подробно прокомментировала все нововведения, подчеркнув, что никакой революции в экзаменах этого года нет. «Да ее и быть не должно!»

Учитель высшей категории Галина Егораева, ведущий методист издательства «Экзамен», провела семинар под названием «КИМы ГИА как источники информационного материала при работе над сочинением на лингвистическую тему». На семинаре методист вместе со слушателями обсудили, как научить учеников различать научный и публицистический стили, как их освоить – ведь от сегодняшних школьников требуется умение написать сочинение, используя и эти стили тоже.

Семинар «Олимпиада по русскому языку как инструмент мотивации изучения русского языка» провела Ольга Зайцева, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук. Все собравшиеся включились в интересную работу – олимпиадные задания для школьников младших и старших классов были увлекательными и оригинальными. Например, участникам олимпиады предлагалось найти все орфографические, речевые, грамматические ошибки на рекламном плакате. Горячее обсуждение вызвал дистанционный тур олимпиады: «Правильно ли, если школьнику помогают родители? – Да, это правильно и хорошо, пусть вместе с ребенком попытаются ответить на интересные вопросы. – Да, это полезно, ведь олимпиада – педагогическая и просветительская работа. – Да, к интересной работе приобщаются многие, пусть даже потом на очный тур приедут не все».

Профессор Зоя Курцева и доцент Елена Суханкина, сотрудники Московского института открытого образования, провели семинар «Речевое поведение учителя-словесника». Эпиграфом к занятию стали слова античного классика Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». «Речевое поведение любого учителя играет огромную роль в воспитании, но особенно, учителя-словесника,  – подчеркнула Зоя Курцева. –  Мы обязаны формировать коммуникативные компетенции ребенка. Учитель совершает речевые действия и речевые поступки. А в чем разница? В том, что поступок несет в себе нравственную составляющую. Учитель выступает как воспитатель, как образец поведения, – он совершает речевые поступки чаще, чем кто-либо. Речевой поступок совершается в ситуации выбора, когда необходимо принять решение, отреагировать. Речевой поступок имеет целью воздействие на ребенка в кризисной ситуации общения».

В перерывах между выступлениями многие посещали книжную ярмарку, на которой глаза разбегались от богатства и разнообразия учебников, учебных материалов и словарей. Толковый, этимологический, орфографический, фразеологический, словарь антонимов, словарь синонимов, словарь грамматических трудностей для школьников, словарь модных слов, словарь устаревших слов к произведениям русской классики…

«Не должно быть так, чтобы не оставалось времени на работу со словарями! – уверен доцент Таганрогского педагогического института Андрей Нарушевич, ведущий семинара «Преподавание русского языка в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения». – Многие дети не умеют работать со словарями, а это необходимо». А.Нарушевич рассказал трагикомическую, но, увы, типичную историю: ученик приходит и говорит – а я это в словаре нашел, вот, смотрите! И показывает в словаре то самое, за что ему была снижена оценка. Но ребенок не увидел или не понял пометки: «НЕ» или «НЕ рекомендуется». А значит, он не был научен работать со словарем, хотя и заглянул в словарь.

Но главным на этом семинаре было представление нового учебного комплекса, выпускаемого издательством «Просвещение». Содержание его согласовано с новыми образовательными стандартами.

В ожидании лекции доцента Александра Орга «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Итоги, перспективы, новые возможности» я разговорилась с юной слушательницей, которую поначалу приняла за старшеклассницу. Юля, то есть, конечно, Юлия Андреевна, впервые на марафоне. Ей 22 года, она молодой специалист, первый год работает в школе, но у нее уже классное руководство в пятом классе, и еще два седьмых и один десятый… «Трудно? – Трудно, но это правильно. Хочется себя испытать. Интересно!» – «А какие у вас впечатления от марафона, Юлия Андреевна?» – «Мне очень понравилось. Важно посмотреть и послушать специалистов… Наш директор очень поощряет повышение квалификации. У нас хороший директор!»

Аншлаг был на лекции «О коммуникативных свойствах речи: что важнее – правильность или точность?» профессора Сергея Гиндина, научного редактора журнала нашего Издательского дома – «Русский язык – Первое сентября». (С его докладом надеемся вскоре познакомить читателей журнала. – Ред.)

Завершил увлекательную и напряженную работу Дня учителя русского языка круглый стол «Методические аспекты использования материалов журнала «Русский язык – Первое сентября».


Елена ИВАНИЦКАЯ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Государственная итоговая аттестация в 2012 году

ЦЫБУЛЬКО И. П., к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель Федеральной предметной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку


Семинар

Олимпиада по русскому языку как инструмент мотивации изучения русского языка

ЗАЙЦЕВА О. Н., заслуженный учитель России, к.п.н.;
ЧУБУКОВА М. В., учитель высшей категории, методист кафедры филологического образования МИОО;
СПЕРАНТОВ В. В., учитель высшей категории, методист


Издательство «Экзамен»

Лекция

КИМы ГИА как источники информационного материала при работе над сочинением на лингвистическую тему

ЕГОРАЕВА Г. Т., руководитель департамента методологии АНО «НЦИО», автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ


Издательство «Интеллект-Центр»

Лекция

Современные подходы к организации контроля за достижением предметных результатов обучения по русскому языку (основная школа)

ВАСИЛЬЕВЫХ И. П., научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО;
ГОСТЕВА Ю. Н., к.п.н., доцент, старший научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор линии учебников «Родной русский язык» для 5-9 классов;
СОКОЛОВА Н. В., ст. преп. каф. русского языка Российского университета дружбы народов


 46263%
 497%
 17223%
 547%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Семинар

Преподавание русского языка в условиях перехода на ФГОС нового поколения

НАРУШЕВИЧ А. Г., к. филол. н., доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова, автор учебных пособий по русскому языку


Семинар

Речевое поведение учителя-словесника

МАХНОВСКАЯ Н. И., д.п.н., профессор;
СУХАНКИНА Е. Н., к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО;
КУРЦЕВА З. И., профессор, доцент кафедры риторики и культуры Института филологии МПГУ, д.п.н.


Издательство «Легион»

Лекция

Готовимся к ГИА на уроке и дома: авторская методика подготовки к ГИА по русскому языку

СЕНИНА Н. А., к.фил.н., профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова, начальник отдела русского языка и литературы издательства «Легион»


Издательство «Русское слово»

Лекция

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка (при работе с УМК под ред. Е.А.Быстровой)

БАБКИНА М. В., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой филологии Курского ОИРО;
СКЛЯРОВА В. Л., зав. редакцией русского языка издательства «Русское слово»


 44861%
 436%
 21730%
 203%
13:45 – 15:00

Лекция

О коммуникативных свойствах речи: что важнее правильность или точность?

ГИНДИН С. И., профессор, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики РГГУ, научный редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября»


Круглый стол

Методические аспекты использования материалов журнала «Русский язык»

ГОНЧАР Л. А., гл. редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября»;
ШАПИРО Н. А., учитель высшей категории ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, почетный работник общего среднего образования, председатель методического объединения учителей русского языка и литературы, методический редактор журнала «Русский язык»


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Особенности подготовки к ЕГЭ с использованием блочно-модульной системы обучения (учебник «Русский язык. Профильный уровень» И.В.Гусаровой)

ГУСАРОВА И. В., учитель русского языка высшей категории, зам. директора по научно-методической работе ГОУ Лицей №1535, член федеральной предметной комиссии по русскому языку


Издательство «Академия»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: итоги перспективы и новые возможности

ОРГ А. О., к.пед.н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ, лауреат грантов Правительства Москвы в области образования, соавтор УМК по русскому языку для 10-11 классов


 12618%
 527%
 14521%
 38354%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии