8 апреля 2012 г.
День учителя английского языка Программа дня
Всего участников: 973
Репортаж
«Тесты, тесты, тесты, тридцать тысяч одних тестов!» воскликнул бы захожий иностранный учитель, едва взглянув на расписание этого дня Марафона. Куда уж больше – ГИА, ЕГЭ, аттестации в разных формах переполняли день. Что же делать – таковы условия, в которых сегодня существует наше образование...
Первая линейка дня началась с лекции Елены Солововой, профессора МГУ и руководителя группы разработки КИМ ЕГЭ «ФГОС. Начальная и основная школа: преемственность стандартов и преемственность контроля».
ФГОС для основной школы – уже почти реальность, – начала свое выступление Елена Соловова, – Должна сказать, там появляется много интересных понятий, с которыми учителям придется иметь дело – например, метапредметные связи, планируемые результаты, понимание оценивания. Поэтому «Центр Елены Солововой» выпустил целую серию по рубежному итоговому контролю с учетом ФГОС. Однако есть проблема – и ЕГЭ, и ГИА ограничивают учителя. Мы начинаем учить только тому, что спрашивают. Всех укладывают в прокрустово ложе ЕГЭ. А это, на самом деле, никуда не годится.
Впрочем, выход есть, уверена Елена Николаевна, ведь дети с 4-го по 7 классы пока под этот пресс не попадают.
– В пособиях для этой возрастной категории мы были более свободны, – пояснила она. – Поэтому максимально далеко ушли от ЕГЭ и опирались на универсальные ценности, которые транслирует ФГОС.
Рассказала Елена Соловова и о тестах, которыми (сегодня это уже неизбежно), сопровождается линейка пособий.
– Прежде всего это тесты диагностические, которые определяют соответствие требованиям ФГОС, а не освоение того или иного УМК, – рассказала она. – Это дает возможность, например, оценить качество преподавания в разных классах и школах, даже если они работают по разным УМК. Но прежде всего диагностические тесты необходимы вам – чтобы выявить слабые и сильные стороны в вашей учебной программе, в вашем преподавании.
Есть в этих тестах и задания, которых вы никогда не встретите в ЕГЭ и ГИА, зато они есть в международных тестах по английскому.
– Кстати, коллеги, если кто-то из учителей захочет на основе учебников нашего центра построить учебную программу, обращайтесь на сайт examen.biz, – предложила Елена Соловова, – мы готовы помочь в разработке и адаптации пособий.
Затронула она и еще одну, пока еще не до конца осознаваемую школьной
администрацией и педагогами, проблему – разработка спецификаций
контроля. Сегодня любой учитель или родитель может прийти к завучу и
спросить: а покажите мне спецификацию административного
теста для четвероклассников?
Большинство заведующих учебной частью только разведет руками. А вот
центр Елены Солововой такие спецификации разработал. Там есть и
нормативные документы, и требования ФГОС, и ожидаемые результаты
тестирования, и цель экзамена.
Если ФГОС – дело ближайшего будущего, и к нему еще надо приспосабливаться, то на лекции «ИКТ на уроках английского языка» учителя решали гораздо более предметные задачи – как уже сегодня обуздать стихию интернета и поставить ее на службу учителей английского. Так, преподаватели из московской гимназии №1557 Рамиля Тихонова и Оксана Новожилова рассказали о ресурсах, которые они используют в работе. Например, сайт poetryarchive.org, где собраны аудиофайлы со стихам 170 англоязычных поэтов. На сайте есть раздел «For teachers», где есть и планы уроков, и мероприятий, построенные на работе с поэтическим архивом сайта. Много подкастов для аудирования, а также материалов по грамматике и лексике можно найти на сайте Британского совета learnenglish.britishcouncil.org. И конечно, нельзя забывать о речевой практике – без нее все знания языка так и останутся мертвым грузом. Актуализировать их, нырнуть в стихию настоящего английского, пообщаться с носителями, native speakers, можно, например, на сайте vyou.com. Про «организацию учебного процесса с использованием интерактивных мультимедийных электронных учебников» рассказала Ольга Корчажкина из московского центра развития творчества детей и юношества «Гермес».
Она представила дистанционный курс, который разработан в ФИРО (eorhelp.ru).
– К разработке этого курса нас подтолкнула широкая апробация электронных учебников, которую организовало ФИРО, - пояснила Ольга Корчажкина.
По ее словам, курс от ФИРО содержит 52 часа, в нем
разъясняются основные понятия, такие, как ЭОР – электронные
образовательные ресурсы, или ИМЭУ, то бишь интерактивные мультимедийные
электронные учебники, даются примеры работы с ЭОРами и образцы
уроков.
Кстати, о проекте ФИРО «Апробация различных типов интерактивных
мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ)…» можно почитать по
адресу firo.ru.
– Заходите на ресурсы fcior.edu.ru и school-collection.edu.ru, – предложила в завершение выступления Ольга Максимовна.
Вторая линейка началась с круглого стола «ГИА (в новой форме) по ИЯ 2012: особенности содержания и процедуры проведения», который вела Наталья Трубанева, доцент кафедры ИЯ МИОО, ведущий сотрудник сектора ИЯ РАО, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков ГИА по иностранным языкам.
– Сегодня у ваших учеников два варианта сдачи экзамена в девятом классе, – начала Наталья Николаевна. – Либо по билетам 2007 года, либо ГИА в новой форме. Его еще называют ГИА с использованием механизмов независимой оценки. Это одно и тоже, не пугайтесь.
В ГИА 2012 по ИЯ будет 35 заданий в 2-х частях. В первой будут проверяться навыки чтения, аудирования, грамматика и лексика, письменная речь. Во второй – устная речь, монолог и диалог. Максимальное число баллов, которое можно будет набрать – 70. Время, отведенное на экзамен, выросло – теперь это 120 минут (в прошлом году было 90).
– Упор при проверке знаний в этом году сделан на коммуникативные навыки, – заметила Наталья Николаевна. – За грамматику и лексику, например, можно набрать всего 15 баллов.
Заканчивая круглый стол, она пригласила всех педагогов чаще заходит на сайт ФИПИ (fipi.ru).
– Уже в мае откроется горячая линия по ЕГЭ и ГИА, – сказала она. – Она проработает до мая, и мы постараемся оперативно консультировать вас по всем сложным вопросам. А в конце августа будут выложены демоверсии ЕГЭ и ГИА на 2013 год. Я вас прошу, активно участвуйте – у нас только месяц до конца сентября, чтобы внести правки. Если замечаний не будет, мы будем считать, что все в порядке.
Заканчивался этот напряженный день лекцией «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо», которую провела Каринэ Махмурян, заведующая кафедрой ИЯ МИОО и заместитель председателя Федеральной предметной комиссии разработчиков ЕГЭ по иностранным языкам.
По ее словам, в разделе «Письмо» всего два задания – С1 и С2, однако они могут вызвать затруднения у многих учеников. Это задания со «свободно-конструируемым» или развернутым ответом, иначе говоря – здесь придется думать.
– В части С1 необходимо написать личное письмо, и это базовый уровень, – рассказала Каринэ Степановна. - В части С2 уже нужно письменное высказывание с элементами рассуждения, а это уже высокий уровень сложности.
Если часть С1 проверяет умения строить письменный ответ, искать и обрабатывать информацию, соблюдать стиль и объем (на выполнение задания отводится от 100 до 140 слов!), то к части С2 требования куда выше. Здесь уже проверяются метакогнитивные умения.
– Нужно не только владеть лексикой и грамматикой, обладать достаточным словарным запасом, но также уметь сформулировать проблему, показать свою точку зрения. Затем указать противоположную, объяснить, почему она существует, ну, а в конце обосновать свою, – подытожила Каринэ Махмурян.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии