Рейтинг@Mail.ru

11 апреля 2013 г.

День школьного и детского библиотекаря  Программа дня

Всего участников: 622

Репортаж

На каждом из прошедших дней Марафона  обязательно звучали слова – «наш предмет особый, у него центральное место в ряду прочих». И это правильно:  на Марафоне  равнодушных нет, учителя  болеют за свой предмет.  И каждый предмет, действительно, особенный, потому что весь школьный цикл это полнозвучный ансамбль, где у каждого – своя партия. Убери ее, и что останется от гармонии образования?


ПАРФЕНТЬЕВ Урван Урванович, ведущий аналитик РОЦИТ, координатор Центра безопасного Интернета в России
Интернет: великий и ужасный. Бороться с угрозами или учиться жить?


КОЗЛОВА Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры филологического образования МИОО, ведущая рубрики
Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем библиотеке, работающей с детьми?


ЯСТРЕБЦЕВА Елена Николаевна, генеральный директор компании «КМ-образования»
Библиотека «цифровой» школы


МОЛДАВСКАЯ Ксения Александровна, независимый литературный критик, координатор национальной премии по литературе для подростков «Книгуру»
От апреля до апреля. Обзор новой литературы для детей и подростков

У  школьной же библиотеки, в представлении многих выступавших, место  еще более особенное. Если каждый предмет – музыкальная партия, то библиотека – зона тишины, где педагоги настраиваются на работу, где  учителя, ученики и родители, встречаются, чтобы наладить учебный диалог. Но тишина в школьной библиотеке – понятие довольно условное. Жизнь здесь кипит целый день. Порой в прямом смысле тишины здесь не найдешь: стольким людям одновременно нужно самое разное. Да и приходят сюда нередко вовсе не в одиночку, а группами.

Об этом шла речь на библиотечном баркемпе (это такой формат открытой конференции)  «Библиотека «цифровой» школы», который вела Елена ЯСТРЕБЦЕВА, генеральный директор компании «КМ-образование». Кстати, презентация  доклада  (как и других, прозвучавших на этом дне) обязательно войдет на один из дисков, которые прилагаются к журналу «Библиотека в школе – Первое сентября».

Мир  меняется стремительно, а современная библиотека вынуждена меняться опережающими темпами, быть на острие модернизации. Повсеместное проникновение мобильного интернета, массовый интерес к открытым образовательным ресурсам, геймификация образования, переход фокуса общественной жизни в сегменты социальных сетей и блогов (утром в фейсбуке, вечером в телевизоре) – обо всех этих наглядных приметах изменений, рассказывала Елена Николаевна.

Но есть и более глубинные. Человек – существо предельно адаптивное, мы подстраиваемся под любые внешние условия, и сегодня у нас меняются  даже поведенческие привычки. Например, обычным делом для молодежи стала параллельная обработка нескольких информационных потоков: писать статью, сидеть в соцсети, общаться с  родными. Раньше на подобные подвиги был способен только Юлий Цезарь.

Итак, мир меняется, но как же успеть за ним учителям? Они люди занятые: ФГОС, ЕГЭ, тиски поурочного планирования... Вот здесь и открывается богатое поле для работы библиотекаря, убеждена  Елена Ястребцева.

– Нам нужно уходить от прежней роли библиотекаря, как хранителя книг и жреца храма знаний, – заметила она. – Нужно осваивать Сеть, использовать богатый арсенал социальных сервисов и блоговых платформ, разных веб-инструментов.

Тут может помочь и практикум «Дванольный библиотекарь», который разработала  Елена Николаевна (https://sites.google.com/site/veb2biblio/). 

Ведь,  по сути, задача библиотекаря сегодня – учить детей и учителей оперировать информационными потоками, давать навыки поиска, обработки, использования информации. И, конечно же,  создавать в том насыщенном цифровом пространстве, в который должна превратиться библиотека, учебные ситуации, могущие  стать серьезными образовательными проектами. Подталкивать учителей  и детей к совместному творчеству (в рамках освоения материала), подбрасывая все новые и новые поводы для работы мысли.

Однако, у эпохи «цифрового изобилия» есть и оборотная сторона. О том, как обезопасить себя, своих юных читателей, учителей от угроз, таящихся в интернете, рассказывал библиотекарям на лекции-семинаре «Интернет: великий и ужасный. Бороться с угрозами или учиться жить?» Урван ПАРФЕНТЬЕВ, ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий (http://www.rocit.ru/).

Для начала Урван Урванович хорошенько испугал аудиторию, пройдясь по всему списку интернет-угроз: от порнографии и распространения наркотиков до  кибер-угроз, интернет-травли и педофилов, которые заманивают детей в соцсетях. Для школьных библиотек, куда во вторую очередь (после классов информатики) провели интернет, все это более чем актуально. И библиотекарям остро нужны советы – как же с этим сетевым ужасом управляться? Ведь на них лежит не только ответственность за то, на какие сайты заходят читатели с компьютеров в библиотеке. Зачастую именно к библиотекарям приходят за консультацией в интернет-сфере учителя и родители.

Предупрежден – значит, вооружен, именно в этой логике и рассуждал Урван  Парфентьев.

По его мнению, привычный нам метод составления  списков не работает, потому что Сеть меняется каждый день. А значит, все списки, как белые, которые работают по принципу «запрещено все, что не разрешено», так и черные с их принципом «разрешено все, что не запрещено», по сути устаревают, едва их написали. А постоянно  обновлять их очень трудоемкий процесс.

Не спасает и контент-фильтрация, которую используют на своих домашних компьютерах родители.

– Дети умны, и дадут нам сто очков вперед, – заметил Урван Урванович.– Они не будут заходить на запрещенные сайты с родительского компьютера, они используют смартфон (который для этого выпросят у родителей). А мобильный интернет сегодня вообще никто не фильтрует.

Причем опасность таится даже не в порнографии. Гораздо опаснее пропаганда наркотиков, экстремистских и расистских идей, а также действия педофилов и разных интернет-мошенников.

Что же тогда делать?  Не опускать же руки? Или, может, выдернуть кабель из гнезда и уйти в леса, как староверы Лыковы?

Разумеется, нет. На сайте «Центра безопасного интернета» http://saferunet.ru/ (сегодня он является полноценной энциклопедией кибер-угроз) выложены  подробные рекомендации по поведению в сети, которым стоит научить ребенка. Там же работает анонимная «Горячая линия», на которую можно обратиться, если вы столкнулись с противоправными действиями или контентом в сети.

Кстати,  один из проектов, выросший из работы «Центра безопасного интернета» – это сайт «Не допусти!» (http://nedopusti.ru/) по поиску пропавших детей.

А ещё библиотекари читали. ФГОС. И буквально по шагам разбирали, что написано в тексте, как это касается библиотек, что из этого следует и какие перемены должны происходить в их работе. Вели лекцию (а скорее – дуэт-семинар) «Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нём библиотеке, работающей с детьми?» Ольга КОЗЛОВА, старший преподаватель МИОО, редактор рубрики «Методический день» в журнале «Библиотека в школе» и главный редактор этого журнала Ольга ГРОМОВА.

День  школьного библиотекаря всегда был интересен широтой заявленных тем. Это неудивительно, ведь к библиотекарям со всех сторон стекается море информации и в этом море кто-то должен находить нужные дороги.  Поэтому совершенно естественно, что день начался с  обсуждения задач, которые ставит информатизация общества перед библиотекой, а заканчивался обзором новинок и тенденций современной детской литературы. Как же без них? Это же библиотекари...

Лекцией «От апреля до апреля. Обзор новой литературы для детей и подростков», которую вела литературный критик Ксения МОЛДАВСКАЯ, и завершался марафонский день. 

Ксения Александровна рассказала о финале третьего сезона Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» http://kniguru.info. Конкурс учрежден Роспечатью  и «Центром поддержки отечественной словесности» в целях поиска «новых литературных произведений для юных читателей; рукописей и книг, которые бы адекватно отражали современный мир, переживания и чаяния современного подростка». И вот уже третий год взрослые эксперты совместно с подростками отбирают лучшие тексты современных писателей.

– Многие говорят, что подростки не читают, – заметила Ксения Александровна. – Это глупость, забудьте.  Они читают, много читают, спорят и думают, и перед вами их выбор. 

Это настоящая современная детская и подростковая литература, та самая, которой «как бы у нас нет», и пишут ее современные молодые писатели. И пишут хорошо.

Например, «Волки на парашютах» Аси Петровой, которые были отмечены в прошлом сезоне «Книгуру», вошли в список «Белые вороны»  Мюнхенской детской библиотеки. Ежегодно сотрудники этой библиотеки отбирают 250 лучших книг для детей и юношества со всего мира.

Ксения Молдавская назвала еще много имен и названий книг: и наших, и переводных. Тех, кого волнует тема современной детской литературы стоит читать вкладку «Остров сокровищ» в журнале «Библиотека в школе» (http://lib.1september.ru/), сайт «Библиогид» (http://bibliogid.ru/ ), журнал «Переплет» (http://vpereplete.org/) и, конечно, заглядывать на сайт конкурса  «Книгуру» (http://kniguru.info). 

Торопитесь – до конца сентября вы можете скачать тексты финалистов этого сезона с сайта конкурса. А к именам в шорт-листах и лауреатам прошлых лет стоит обязательно присмотреться: очень может быть, что это будущая классика русскоязычной детской литературы.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция-семинар

Интернет: великий и ужасный. Бороться с угрозами или учиться жить?

ПАРФЕНТЬЕВ У. У., ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий


Лекция

Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем библиотеке, работающей с детьми?

ГРОМОВА О. К., гл. редактор журнала «Библиотека в школе – Первое сентября»;
КОЗЛОВА О. В., ст. преподаватель МИОО


 11919%
 50781%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Библиотечный баркемп

Библиотека «цифровой» школы

ЯСТРЕБЦЕВА Е. Н., к.п.н., генеральный директор компании «КМ-образование»


Издательство «Мнемозина»

Роль художественной литературы в учебном процессе

КУЛИКОВА О. В., заведующая редакцией детской и юношеской литературы издательства «Арсенал образования»


ООО «ФинПромМаркет-XXI» (Группа компаний «Аверс»)

Лекция

Особенности формирования инструментария библиотечного дела

ВИНОГРАДОВА М. И., руководитель проекта «Аверс: Библиотека»


 36462%
 9816%
 12822%
13:45 – 15:00
От апреля до апреля. Обзор новой литературы для детей и подростков

МОЛДАВСКАЯ К. А., литературный критик, журналист, г. Москва


Лекция

Самоопределение читателя в культуре и творчестве через проектную и исследовательскую деятельность

КУТЕЙНИКОВА Н. Е., к.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО;
КУЗНЕЦОВА Л. В., методист по библиотечной работе методического центра ЮВОУО ДОгМ;
ДОЛГИХ Е. Ю., зав. библиотекой ГБОУ СОШ № 1738 ЮВОУО


 21938%
 35562%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии