9 апреля 2014 г.
День учителей МХК, музыки и ИЗО Программа дня
Всего участников: 442
Репортаж
По сложившейся традиции из аудиторий в этот день слышны музыкальные пассажи, а участники не только записывают услышанное, но и делают мгновенные графические наброски. Разные ветви мировой художественной культуры переплетаются и рифмуются друг с другом, перекликаются образами.
Но участники не забывают и о прозе жизни, стандарте второго поколения. Необходимость работать по-новому подчеркнул Виталий Алеев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных, автор линии УМК «Музыка. 1–9 классы» на лекции «Эстетическое развитие учащихся средствами УМК «Искусство. Музыка» авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко». Посетовав на суровую и безжалостную экспертизу учебников и вспомнив свое детство, когда «жили гораздо проще», ведущий признал, что «раз пошел ветер перемен, мы должны подстраиваться». Он прочитал выдержки из нового стандарта и пояснил присутствующим, что такое УУД (универсальные учебные действия) и на какие группы они делятся: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Они названы универсальными, потому что, ориентируясь на них, педагоги смогут выстроить «единый общий процесс через интегративный подход».
О том, что искусство может не только стать благодатным материалом для получения метапредметных результатов, но и по природе своей несет идею универсальности, говорил Алексей Волков, старший преподаватель, научный сотрудник Центра непрерывного художественного образования на лекции «Реализация требований ФГОС средствами УМК по предмету «Изобразительное искусство» под ред. Б.М.Неменского издательства «Просвещение». Он проанализировал, как менялись в последние годы тенденции в изобразительном искусстве в школе: от классического рисования, где главным считалось изображение предмета, а «творческая составляющая была минимальной», к современным программам, которые все чаще «начали брать идейное зерно» подхода, автором которого стал Б.Неменский.
Поскольку массив информации сегодня многократно увеличился, стало очень важно научиться с ней работать: понимать, где найти нужные сведения и что с ними делать. В этих условиях многие предметники, управленцы и родители воспринимают рисование как отдых или занятие преимущественно для тех, кто собирается стать художником. Изобразительное искусство и музыка были на грани исключения из ФГОС. Но преподаватели создали фундаментальное ядро результатов, и оба предмета сохранились. Алексей Евгеньевич убежден, что взаимодействие ребенка с листом бумаги дает неоценимый опыт: «Пустой лист – это проблема, которую ты решаешь живописными средствами. И потом так же можно будет подойти к любой проблеме – чтобы решить, ее надо будет, как лист, увидеть целиком».
Доказывая важность своей дисциплины, Борис Неменский любит рассказывать о японском опыте, с которым познакомился во время поездки в Страну восходящего солнца. Несколько десятилетий назад ее жители поставили целью достижение лидерства в научно-техническом прогрессе. Для этого они переработали программы школьного обучения. Как ни странно, серьезным изменениям подвергся эстетический курс, он был значительно расширен до шести уроков рисования в неделю.
Как же это нововведение может помочь в техническом плане? Оказалось, что занятия изобразительным искусством дают ученику мощный импульс к развитию. Этот вывод был подтвержден и в Америке, где проводились соответствующие исследования в 70 годы прошлого века. Мы знаем, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за образное мышление. У талантливого, гармонично развитого человека синхронно работают оба. Чтобы он был способен принимать креативные решения, необходимо активизировать правое полушарие. Ведь все наше обучение направлено на левое, доминантное, которое диктует правому: помолчи, надо сначала все просчитать и взвесить. Правое же, отвечающее за интуицию, чувствует без всяких обоснований, что это, например, не тот цвет. Однако левое, рациональное, эту интуицию подавляет. А надо бы, наоборот, учить прислушиваться и доверять ему.
Американский эксперимент заключался в том, чтобы давать возможность рисовать взрослым нетворческих профессий. Причем упражнения пробуждали креативность. Оказалось, что рисовать может каждый. Эти курсы настолько активизировали правое полушарие, что мониторинг, проведенный через 5, 7, 10 лет, показал невероятно сильное продвижение в профессии практически всех участников исследования.
Такой же эффект можно было наблюдать и в Японии. Это может стать лучшим аргументом для управленцев: занятия изобразительным искусством полезны в том числе и для математики.
Мысль о том, что не бывает людей, не умеющих рисовать, была подхвачена коллегой А. Волкова Татьяной Сапожниковой, научным сотрудником Центра непрерывного художественного образования, учителем изобразительного искусства на лекции «Новые ФГОС: роль графических материалов в формировании интереса к творчеству и в развитии наблюдательности и фантазии у детей».
«Я не умею рисовать...» Как отучить ребенка от этой фразы? Множество приемов, с помощью которых взрослый может помочь ребенку не бояться, были продемонстрированы на занятии. Ведущая проанализировала преимущества и возможности пастели, угля, мела, шариковой ручки. И поделилась с участниками марафона идеями, которые позволяют воспитывать заинтересованного художника и зрителя.
Для младших огромное удовольствие приносит рисование сказочного дерева. Еще одна неотразимо привлекательная тема – автопортрет. В продемонстрированных детских работах было наглядно видно, как отражается в работе характер маленького художника, как по-разному видят себя дети.
Большой потенциал таит в себе тема «Ступени и лестницы на уроке изобразительного искусства». Лестница – манящее пространство для ребенка. Ступени – символ движения. Этот образ с богатой символикой можно найти в мифологии и фольклоре: ступени каменные и золотые, лестницы на небо и вдоль ствола древа жизни, путь восхождения и нисхождения. Не менее разнообразен изобразительный материал, который можно показать на уроке, чтобы потом ребята создавали свои реальные и фантастические лестницы. В частности, изображая буквы, можно использовать мотив ступеней.
– Кстати, – обратилась Татьяна Борисовна к коллегам в зале, – перед вами лежит по два листа. Один можете использовать для эскизов, второй для композиции. И многие параллельно с восприятием лекции стали создавать свои образы лестниц.
Новый поворот в знакомстве с подобной архитектурной формой могут дать гравюры Мориса Эшера. Это повод для рассматривания, обсуждения, размышления. В качестве доказательства ведущая рассказала об одном шестом классе, ученики которого хотели только, чтобы от них отстали, но, столкнувшись с головокружительными образами Эшера, «на перемене, забыв про все», крутили гравюру «Относительность» (у которой нет ни верха, ни низа) и так и сяк.
Очень привлекательная для детей и практически неисчерпаемая тема восточной культуры была рассмотрена Ольгой Скуратовой, кандидатом педагогических наук, учителем ИЗО Университетской школы МГПУ на лекции «Художественный образ китайской культуры: виртуальное путешествие. Формируем толерантное сознание и поведение в поликультурном мире в соответствии с требованиями ФГОС». Формы, символы, традиции дают опыт взаимоотношений с чужой экзотической культурой и наслаждения от совершенных форм. Дети всматриваются в линии беседки, пагоды, надвратных башен. К мысли о том, что красота оберегает мир, подталкивает рассматривание фигурки-оберега на крыше дома. Среди примет облагороженного художественными традициями быта лаковые изделия, поющие полы. Продолжение китайского дома – сад. Его обносили белыми стенами. И отнюдь не только для обозначения границ, но и чтобы любоваться тенями от растений. Здесь же, на стенах, почетные гости оставляли надписи. Обязательные атрибуты китайского сада – камни и вода, пруд с золотыми рыбками. В результате многих веков селекции появились они с одной целью – для любования.
Помимо изящества и многовековых художественных традиций, китайские предметы быта и безделушки обладают еще одним немалым преимуществом: они доступны. В Москве можно купить веера, чашки, живопись, вазы с характерными изображениями пиона, лотоса, пагоды. Это настоящие предметы, которые можно демонстрировать детям.
Когда участники марафона налюбовались на это восточное изящество, ведущая предложила порисовать вместе:
– Берите карандаш. Рисуем китайское здание. Сколько в нем этажей? Какой они формы? Стены, нависающая крыша...
На листе, висящем на доске, возникают изображения дома, беседки.
– Ступеней должно быть нечетное количество, чтобы не проникла женская энергия... Колонны, арки, ажурная решетка на окнах. Можно попроще, можно посложнее, главное – получать от этого удовольствие.
Удовольствие от превосходно сделанной работы, процесса творчества, напряженного размышления, от неожиданных ассоциаций и открытий – это, пожалуй, наивысший момент сотворчества ученика и учителя. Образцом подобного взаимодействия с коллегами была ставшая уже традиционной беседа за роялем «Код Баха: таинственное в ясной музыке», во время которой заслуженный артист России Александр Майкапар делился размышлениями о музыке великого композитора, сравнивая «Хорошо темперированный клавир» с музыкальным кафедральным собором. Многочисленные музыкальные иллюстрации приглашали подумать о единстве и раздробленности, о гармонии и контрастах, о силе образа, пронизывающего разные виды искусства, о сплаве чувства и ювелирной точности расчета.
«В каждой паре фуга прорастает как будто из зерна, брошенного в прелюдии. И все вместе они составляют единое произведение от начала до конца. Контрасты кажутся неоправданными, если играть лишь одну пару. И находят психологические обоснования при целостном взгляде. В клавире нет одной тональности, но есть единство тонального пути. Тональности сменяют друг друга, проводя слушателя по ступенькам, по порядку. Так создается единство произведения...
Бах имел обыкновение играть «Хорошо темперированный клавир» целиком. Когда утомлялся от занятий с учениками (что бывает с каждым из нас), садился за инструмент и играл. Переходил от одного инструмента к другому: клавесин, клавикорд, орган. Если представить себе это, идея клавира обретает дополнительные тона».
Александр Евгеньевич рассказал, как однажды в Германии в одном из залов музея Баха, где есть клавесин, орган-позитив и клавикорд, он «имел наслаждение исполнить «Хорошо темперированный клавир» и переходить от одного инструмента к другому по своему разумению. Вот идеальные условия для бытования этой музыки».
В доказательство своей мысли о том, что в баховской музыке много интеллектуальной интриги, А.Майкапар прокомментировал 12-ю фугу из 1 тома как образ Тайной Вечери. В ней отчетливо читаются три события: омовение ног ученикам, предсказание предательства, таинство причастия – евхаристия. Соответствий множество: 12 учеников – 12 долей такта, причем реальных звуков 11 (один – предатель).
Дальше о восхождении и нисхождении: мы слышим движение баховской мелодии вверх и вниз. Если же посмотреть на нотную запись и соединить головки нот, мы получим рисунок распятия: «Почти наверняка Бах имел в виду эту идею». Предательство, путь к месту казни и распятие – все это звучит в мотиве. Бах рисует путь на Голгофу: мы слышим ритм шага. Аккордовое изложение – это символ толпы, сопровождающей Христа. Вот к нему выходит женщина, вытирает ему лицо. И дальше путь только наверх. Крест водружен... Квадратная каденция, как победа над смертью. В среднем голосе запрятан мотив, символизирующий крест. Соединив крайние ноты со средними, мы можем увидеть фигуру креста.
В заключение ведущий провел параллель с изобразительным искусством, продемонстрировав гравюру Дюрера «Меланхолия». В ней нет ни одной случайной детали. Над фигурой изображен магический квадрат. К его созданию художник подходил так же как Бах, написавший «зеркальные» фуги. В квадрате четыре горизонтали, четыре вертикали, 2 диагонали в сумме всегда дают 34: «Абсолютно феноменальная комбинация чисел. Пример дисциплины ума полная аналогия с дисциплиной ума у Баха».
Завершила беседу у рояля «Тарантелла» Листа в исполнении юной пианистки, ученицы мастера.
Елена КУЦЕНКО
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии