29 марта 2015 г.
День дошкольного образования Программа дня
Всего участников: 1897
Репортаж
И.И. ЕРЕМЕНКОВА, Т.В. ВОЛКОВА
Мобильная полифункциональная развивающая среда в ДОУ
Вот чтобы так – и в аудиториях тесно, и в фойе у стендов и прилавков нескончаемый поток людей – такого на марафоне я не видела. Наши педагоги-дошкольники теперь активно учатся, а организаторы Дня поспособствовали: три линейки по шесть мероприятий в каждой – это да, но как одному человеку охватить всё? Увидеть и услышать удалось далеко не всё…
Итак, сегодня рулит ФГОС ДО! Эту аббревиатуру можно было видеть в большинстве тем лекций. Требования нового стандарта для дошкольного мира зовут к преобразованиям: надо освободиться от устаревших рутинных представлений о воспитании дошкольников, освоить новые компетенции, стать позитивными и счастливыми в профессии… Но произносить эти слова бессмысленно, нужны действия или хотя бы информация о действиях в нужном направлении.
Лекция «Организация мобильной полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» прошла на ура, потому что была насыщена конкретикой. Ирена Ефременкова, педагог-психолог, старший методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280», старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А. В. Запорожца ГБНУ Московского института развития образования, начала разговор о возможностях моделирования детского пространства со слайдов: вот Дания, вот Австралия, вот Германия, вот Пекин… Это отчасти успокаивало: так то у них! Но когда лектор начала показывать реновации в наших детских садах, по аудитории прошло волнение.
– У нас все фундаментально, кое-что гвоздями приколочено. Но если исходить от ребенка, знать его, уважать и любить, можно создать уникальное пространство детского сада. Например, традиционно место для игры ничтожно по сравнению с местом, которое занимают кровати, столы, шкафы. Мы преобразовали «тяжелые» интерьеры, раскрыли пространство, и вскоре посещаемость выросла на 18 % – дети не скучены, они меньше болеют, – рассказывала Ирена Игоревна.
Итак, спальня – два уровня подиумов, из которых выдвигаются низкие кроватки на колесиках (2,5 кг). Вне тихого часа это свободная доступная детям трехуровневая комната с подушками и пробковым настилом на полу. Раздевалка: по периметру скамейки, выше открытые вешалки, над каждой два навесных квадратных шкафчика (для сменной и спортивной одежды). Каждый ребенок может сесть и спокойно одеваться; воспитатель в центре, он сидит на специальном табурете (на колесиках) и, подъезжая к ребенку, помогает ему обуться (для ноги ребенка предусмотрена подставка на табурете) и одеться. Группа в 35 человек экипируется очень быстро, места без традиционных шкафов стало много.
Теперь помещение группы: мебель только спокойных тонов, так как дидактические материалы всегда очень яркие; тумбочки, столики на колесиках – дети могут менять пространство под свои игры. Показали мебель без задней крышки, например, домик из пяти досок: внутри три пуфа, можно сесть; но это же сооружение может стать ширмой спонтанного кукольного представления. Вообще зонированию помещения отводится большая роль. Должно быть такое место, где ребенок и один, и под присмотром («нора»).
Постепенно слушателям становилось понятно, что это – «полифункциональное пространство», как это – «моделировать». Но тут два вопроса: кто ж нам позволит, у нас же СанПиНы, и что скажут родители.
Ирена Игоревна подробно объяснила, как работала с Роспотребнадзором и получила документ на соответствие изменений СанПиНам (показала такое заключение), а также подчеркнула, насколько важно проговаривать все планы с родителями:
– У родителей свои представления о том, как ребенку должно быть хорошо в детском саду, причем именно их ребенку. Мы не оспариваем, бесполезно; но о целях перемен говорим спокойно, кратко и доходчиво. Это очень важная работа.
В самом деле, стереотипы душат воспитателей и воспитание. Когда на слайдах появились детские площадки Германии, – изогнутые домики, вытянутые лесенки, какой-то непонятной формы горки, люди говорили: всё выпрямить! Это уродство! Но, согласно исследованиям, это здорово работает на воображение. На воображение работает всё, что вызывает интерес, и присутствие необычайного просто необходимо. А материала на эту тему у ведущей было предостаточно, и зал то затихал, то аплодировал.
– Всё, что я рассказываю, это не руководство к действию, а пример того, как можно реализовать педагогические идеи, те идеи, которые возникают, когда мы внимательны к детям и к нуждам их возраста. Горка, например, нужна не столько для лазания, сколько для того, чтобы ребенок мог увидеть, что происходит в группе, с некоторой высоты… важно, чтобы дети имели возможность выходить из группы: цветовая комната… песочная мастерская, сказочная, – рассказ сопровождался показом, и уходить из этого красивого мира совершенно не хотелось.
Лекцию «Инклюзивный детский сад в современных условиях развития системы образования» провела Ирина Аверина, психолог, учитель-дефектолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799». Вначале было много полезных ссылок на нормативные документы, главный из которых – закон «Об образовании в РФ»: любой родитель в любом детском саду может потребовать для ребенка с ОВЗ положенных услуг. Более того, в планах Правительства к 2020 году 70 % детей с ОВЗ должны получать образование в неспециализированных учреждениях. Готовы ли мы? Чаще нет. Тем интереснее было слушать Ирину Алексеевну.
Четырнадцатилетний опыт работы ее инклюзивного детского сада многому научил. Что можно, что нельзя, как получается, а как не очень, не хуже ли развиваются нормативные дети в окружении инвалидов?
Итак, кратко: среди 143 детсадовцев 42 инвалида: у 99% нарушение речи; у кого-то ЗПР, синдром Дауна, ДЦП, аутизм. Понятно, как трудно передать свой опыт жизни больным детям, но изолировать их нельзя. Был приведен пример разного поведения двух воспитателей по отношению к ребенку с ОВЗ. Одна, опасаясь за его безопасность, всюду таскала его за собой; другая сочла, что ребенок сам найдет себе место. Так вот второй так и просидел весь день в уголке, а первый к концу дня осмелел и встроился в детскую игру.
В то же время этим детям нужны специальные условия и, конечно, специалисты, и это предусмотрено нормативными документами. Но что никакими документами не создать, так это творческий подход педагогов к устройству жизни всех детей. Какое-то невероятно подвижное расписание, когда кто-то из особых идет со всеми есть, а другому пора на прогулку с группой, а эти вместе работают… Всё взвешено, продумано, обосновано. Тьюторы начеку, это называется «Программа включения каждого». Поразительные находки: вот карточки дел, вот мешочек для карточек про сделанные дела; вот индивидуальные (разноцветные) ленты-календари, вот сигналы для выражения нужд и просьб. Целая система альтернативной коммуникации! И как итог:
– Когда вместе – получается интереснее и лучше для всех.
Огромный зал собрала Елена Колесникова, отличник народного просвещения, педагог высшей квалификации, лектор МИОО, автор многочисленных дидактических пособий и парциальной программы «От звука к букве». Ее книги хорошо знакомы воспитателям, постоянно переиздаются, и одна как раз в эти дни празднует 20-летний юбилей. Лекция называлась «Организация речевого развития детей 2–7 лет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Парциальная программа Е.В.Колесниковой ‹От звука к букве›».
Парциальная – это частичная; понятно: учить детей школьным премудростям в саду теперь не комильфо. Но, видимо, эта услуга востребована, потому что люди активно выбирали и русский, и математику, и подготовку к школе. Но вернемся к речевому развитию. Пособия у Елены Колесниковой красочные, интересные, много заданий с открытым ответом. Например, даны рисунки: банан, морковка, утюг. Два персонажа поделили слова на слоги по-разному: по 2 слога в слове и по три. И оба – правильно, как так?
Не правда ли, тут есть о чем поговорить с детьми и во что потом поиграть. Была бы фантазия, вкус к экспромтам и интерес к речевому развитию детей – одного такого упражнения хватит на 15 минут счастливой и полезной болтовни... Впрочем, смотря как вы понимаете развитие речи.
Интерес вызвала и лекция Светланы Хапаевой (Фирма «1C») «Электронные образовательные ресурсы как основа организации развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО». Судя по вопросам участников, в садиках есть электронные доски, компьютеры и планшеты, и это должно работать. Материал был представлен очень интересный, проект совершенно новый, идет тестирование, разработчики заинтересованы в обратной связи с педагогами, и достаточно написать Светлане на obr@1c.ru, чтобы получить материалы для апробации.
Были на марафоне и представители Издательства «Скрипторий 2003», Издательства «Просвещение», Центра Развивающих игр «Филиппок» – но к ним я даже не заглянула, а называю – для узелка на память: материалы на сайтах этих организаций могут быть полезны.
Всё! Ну и денёк!
Людмила КОЖУРИНА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии