23 марта 2016 г.
День школьного психолога Программа дня
Всего участников: 683
Репортаж
Быть психологом очень интересно! Можно бесконечно открывать новые миры и находить в них себя, заниматься творчеством, раскрывать с неожиданной стороны всем знакомые понятия, развиваться и даже чувствовать себя Чебурашкой – в этом убедились участники этого дня Марафона. Их было почти 700 человек.
Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками
УШАКОВА Т.О., к.п.н, практикующий психолог и арт-терапевт, зав. отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз
БЕЛИКОВА Е.Ю., старший преподаватель кафедры «Психология образования» МИОО, психолог, арт-терапевт
Лекцию «Метафорические арт-терапевтические инструменты в работе с детьми и подростками. Сочетание арт-терапии и работы с применением метафорических карт» прочитала кандидат педагогических наук, практикующий психолог и арт-терапевт, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Татьяна Ушакова. Работу с метафорическими ассоциативными картами (МАК) Татьяна Олеговна сочетает со своим любимым методом – арт-терапией. На примере выпущенной издательством «Генезис» колоды «Роботы», автором которой она является, а также колоды «Огонь, мерцающий в сосуде» она продемонстрировала, как именно можно достичь результатов в психологической деятельности. Ушакова подчеркнула, что МАК – лишь инструмент психолога. Функции этого инструмента – взаимодействие с клиентом, но никак не диагностика. Карты помогают в терапии и украшают практику. Эксперт подчеркнула, что метафорические карты – не инновационный инструмент, они были созданы еще в 1975 году и выпускаются сегодня в России и еще в четырех странах. В основе работы с МАК лежат: проекция, диссоциация и метафора.
При всех плюсах работы с таким инструментом, существуют и некоторые ограничения, о которых узнали на лекции участники Марафона. Например, понимание самого психолога, что карты – «не его» инструмент. Не подходит работа с метафорическими картами для маленьких детей в возрасте до 5-6 лет, для детей с ограниченным интеллектом и людей с психическими отклонениями. Не экологично будет подобное взаимодействие и для тех, кто склонен к мистике и эзотерике. Кроме того, психологу важно понимать, что при работе с картами могут проявляться его собственные проекции, а не ассоциации его клиента, поэтому важно, чтобы подобные моменты не мешали терапии.
Доклад вызвал интерес и живую реакцию слушателей. Были вопросы, как о приведенных в пример картах, так и о технологии работы с МАК в целом. Ушакова отметила, что она материалист и не склонна к мистике, но привела свою любимую метафору, характеризующую профессию психолога, вызвав улыбки и одобрение коллег. По ее мнению, успешный психолог, как Чебурашка: мягкий, с большими плюшевыми ушами и маленьким улыбающимся ртом.
Не менее творческий аспект психологической практики был затронут на мастер-классе «Компактные приемы работы с психологическими ресурсами в школе: теория пауз», который провела на Марафоне старший преподаватель кафедры «Психология образования», МИОО, психолог и арт-терапевт Екатерина Беликова. Здесь слушатели получили инструменты для быстрого восстановления при эмоциональном выгорании. Оказывается, всем живым существам на земле для нормального функционирования нужно отдыхать 70% своей жизни. Но в условиях современности это, конечно, невозможно. Отсюда – синдром хронической усталости. Кстати, само понятие – хроническая усталость – появилось в 1984 году. Уже тогда это было актуально. Можно представить, насколько усугубилась усталость населения в ХХI веке.
В своей практике Екатерина Юрьевна опирается на духовную сферу, ссылаясь на восточные философии, дзен и обращаясь к бессознательному. Беря за основу точку, как самое универсальное в существующем мире, психолог практикует паузы, позволяющие достичь целостности. Беликова отмечает, что пауза – основа для существования разных форм, основа всей жизни. Благодаря паузам функционирует весь мир, язык, музыка и узоры – все вокруг. Пауза нужна для перехода на новый уровень.
Своим коллегам психолог предложила три упражнения, которыми она пользуется: «1 минута», «хокку момента» и «прочистка канала». Два из них участники мастер-класса тут же попробовали на себе. Первое заключается в остановке ума на одну минуту. В течение этого времени практикующие должны сидеть без движения. Упражнение «хокку момента» сочетает в себе «1 минуту» и музыкальную терапию. Его суть в том, чтобы несколько минут слушать музыку, после чего – минутная пауза и снова – музыка. Сразу после завершения этого действия практикующий пишет хокку, в которое он вкладывает свое состояние на текущий момент. Беликова утверждает, что сочетание разных искусств усиливает эффект от них, помогая восстановиться, нащупать свою самость и осознать себя «здесь и сейчас». Практикуя «прочистку канала», нужно переключаться с одного способа восприятия мира – зрение, слух – на другой. Это упражнение тоже из ряда пауз, которые необходимо делать для возвращения к своей сути, для продолжения цикла жизни и для «перезагрузки».
Пожалуй, самый большой интерес в День школьного психолога вызвал разговор на тему сиблинговых отношений в семье и в дальнейшей жизни. Интерактивная лекция главного редактора журнала «Школьный психолог» Марины Чибисовой, кандидата психологических наук, доцента факультета социальной психологии МГППУ, прошла при полном аншлаге. Ее тема звучала так: «Братья и сестры: сиблинговая проблематика в психологическом консультировании». Наряду с большим количеством информации на эту тему, слушатели смогли поучаствовать в эксперименте, пообсуждать, и нашли ответы на свои вопросы. Марина Юрьевна разъяснила зависимость жизненных установок от роли детей в семье. Она продемонстрировала, как именно дети находят себе роли, что важно понимать в отношении сиблингов, говоря о проблемах, с которыми они приходят к психологам. Что и как нужно поддерживать и стимулировать в отношениях между братьями и сестрами.
День на марафоне для школьных психологов выдался насыщенным. Помимо практических рекомендаций участники получили приглашение к общению от декана факультета педагогики и психологии МПГУ Татьяны Сахаровой. Регистрации на многие факультетские события не требуется, а следить за мероприятиями можно на сайте вуза. Кроме того, на факультете педагогики и психологии МПГУ проводятся занятия для юных педагогов-психологов, куда могут прийти старшеклассники. Университет надеется на взаимодействие со школьными психологами, на проведение совместных психологических практик. Обо всех предложениях и о деятельности факультета в целом, можно будет узнать на Дне открытых дверей, который факультет педагогики и психологии МПГУ будет проводить уже 8 апреля.
Ольга Хотимская
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии