9 апреля 2017 г.
День учителя математики Программа дня
Всего участников: 838
Репортаж
Сегодня в коридорах МПГУ на проспекте Вернадского было людно, как во время летней сессии. Педагоги оживленно переходили из зала в зал, стараясь увидеть и услышать как можно больше: темы подобрались одна другой злободневнее.
Рекомендации по повторению геометрии при подготовке к ОГЭ
Татьяна Михайловна Мищенко, к.п.н., автор учебных пособий по геометрии
Будущее ЕГЭ и математического образования
Алексей Львович Семенов, д.ф.-м.н., профессор, академик РАН и РАО
О математическом образовании
Сергей Алексеевич Поликарпов, декан математического факультета МПГУ
ВПР (Всероссийские проверочные работы). Особенности математической подготовки выпускников начальной школы
Оксана Анатольевна Рыдзе, к.п.н., старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Рекомендации по подготовке к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности ЕГЭ (профильный уровень) с использованием пособий издательства «Легион»
Александр Александрович Прокофьев, д.п.н., к. физ-мат.наук, профессор, зав. кафедрой высшей математики НИУ МИЭТ, председатель предметной комиссии ЕГЭ по математике
Лекция «Всероссийская проверочная работа по математике в 5 классе в 2017 году» собрала полный аншлаг. Педагоги стояли в дверях, сидели на ступенях, некоторые слушали из коридора. Об актуальных заданиях ВПР для 5 класса рассказывал начальник отдела Центра Педагогического мастерства Иван Высоцкий ― и начал он с шокирующего заявления:
― Запомните, подготовка к ОГЭ и книги по ОГЭ, подготовка к ЕГЭ и книги по ЕГЭ ― это два разных жанра. ВПР и книга по ней ― это тоже две большие разницы.
По залу пробежала волна возмущенного недоумения, пока эксперт пояснял:
― Если свести всю подготовку к тому, чтобы прорешать старые варианты, результат будет гарантированно плох. Составители ВПР тщательно подходят к выбору заданий, чтобы они не были для детей новы и удивительны.
Самое главное: все задания обязаны быть ориентированы на практику. Результаты тестовой ВПР в 7 классах удивляют: дети не смогли решить задачи, потому что им не хватило общей компетенции. Некоторые не знали значения слов «уценка», «диаграмма», не сообразили, какой месяц в году идет по счету пятым. А ведь главное в математике ― привязка к реальности.
― Скажем, деньги в нашей жизни играют большую роль: мы зарабатываем, теряем, находим, одалживаем, берем кредиты. А ни в одном учебнике с 5 по 11 класс нет ни одной адекватной задачи про деньги! Прошу не принимать во внимание задачи как бы о деньгах, вроде «в магазин привезли триста килограммов картошки…». Дети не должны решать фантастические задачи в стиле «Дракон почистил 18% своих зубов». Поэтому, составляя задания ВПР, мы постарались все задачи привязать к жизни.
В ходе лекции была затронута и другая проблема:
― У нас нет учебной конкуренции. Массовое списывание на олимпиадах и экзаменах показывает, что дети понимают: от их умения решать математические задачи не зависит будущий успех. Несколько лет назад на 56 тысяч мест в технических вузах было 15 тысяч заявлений: катастрофическая ситуация!
Конкуренцию нужно выстраивать разными способами, но самое главное ― чтобы в обществе снова появился запрос на действительно образованных людей с математическим мышлением. Высоцкий призывает: хватит пытаться поднять мотивацию детей смешными задачками и красивыми картинками.
Глядя на экран с вариантом ВПР, педагоги высказывали совсем другие опасения: даны задачи на деление десятичных дробей, на проценты ― а не в каждом пятом классе удается успеть дать детям эти темы. Как писать контрольную, если материал незнаком?
В соседнем зале царили тишина и покой: доктор педагогических наук Сергей Атанасян читал лекцию «Загадка пятого постулата. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников». Учителя прилежно записывали за лектором, который увлеченно рассказывал о методах доказательства пятого постулата Евклида, о понятии равносильности утверждений, об исканиях древнеримского математика Посидония, теории параллельных линий Омара Хайяма. Это был образец математики «старой школы» ― красивой, завораживающей, полной размеренного, неспешного изящества. Без страха перед неизвестной ВПР и привычной ЕГЭ-лихорадки.
Впрочем, послушать лекцию академика РАН и РАО, профессора Алексея Семенова «Будущее ЕГЭ и математического образования» собрался целый зал. Профессор начал с того, что обозначил организационные проблемы проведения ЕГЭ: как проконтролировать, проверить, помочь учащемуся. Например, учитывая современные требования к ученику, может быть, стоит разрешить использовать калькулятор? Для многих это звучит дико, но ведь во многих странах мира уже принято в некоторых частях экзамена использовать умную машину, чтобы производить вычисления по сложным формулам.
― Так мы жертвуем арифметикой, зато даем человеку возможность освоить навыки, которые реально пригодятся ему в жизни, ― заметил Семенов.
Что касается содержания ЕГЭ, то тут важно договориться о целях. Сформировать у учеников математическую рациональную модель рассуждения, которую можно было бы применять и вне математики ― это, пожалуй, главное.
― Конечно, мы все хотим, чтобы наши ученики поступали на мехмат и занимались фундаментальной математикой. Но в среднестатистическом российском классе нет ни одного ребенка, который станет профессиональным математиком, и это нормально!
Важно: чтобы научить ребенка думать, надо научить его и разговаривать математически. Значит, на ЕГЭ по математике, возможно, придется писать, излагать свои мысли на бумаге. Но где найти экспертов, чтобы все это проверять? Сколько такой экзамен будет стоить? Семенов парировал:
― Вопрос приоритетов. Если это задача государственного значения, то давайте ее решать, искать ресурсы. Кстати, проверка ЕГЭ ― самый лучший курс повышения квалификации для каждого учителя.
А как быть с бюджетом времени? Ведь заданий в ЕГЭ двадцать! Профессор предполагает: а если их будет меньше? Изначально двадцать заданий потребовалось затем, чтобы проверять уровень знаний по всем разделам ― но практика показывает, что троечники и так не берутся решать сложные задачи.
― ЕГЭ не обязан непременно покрывать все разделы математики. Помните, как мы тянули билеты по математике в вузах? Два вопроса, одна задача, но готовились-то мы по всему курсу!
С первых минут лекции спикеру стали поступать записки с вопросами из зала. К середине лекции накопилась солидная стопка, и Семенов принялся отвечать. многие вопросы выходили за рамки предмета: касались политики в отношении детей мигрантов, которые едва знают русский язык; необходимости оставить в школах возможность «ручной» практической работы. Зашел разговор и о том, что четыре часа в неделю на математику профильного уровня ― это слишком мало, чтобы подготовить к ЕГЭ. Академик прокомментировал:
― Согласен, а в какой степени ограничение по времени влияет на ЕГЭ? Бытует мнение: если ты не решил задачу за пять минут, то и за час не решишь.
Заключительный вопрос из зала звучал так:
― Я педагог высшей категории, стаж 20 лет. Недавно решала вариант ЕГЭ ― и времени едва хватило. Каково же тогда ребенку решать этот экзамен?
Вопрос был встречен горячими аплодисментами, а Алексей Семенов ответил:
― На самом деле, ЕГЭ должен быть не способом конкурсного отбора в вузы, а рекомендацией семье ребенка о том, что ему делать после школы. Консультативная помощь со стороны: пойми, кто ты такой. Прогресс каждого ребенка нужно оценивать индивидуально, но в какой-то момент включается объективная оценка, и, если ты набрал 30 баллов по физике, не советуем тебе идти в МГТУ.
Тема ЕГЭ продолжилась выступлением заведующего кафедрой высшей математики НИУ МИЭТ, председателя предметной комиссии ЕГЭ по математике Александра Прокофьева «Рекомендации по подготовке к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности ЕГЭ (профильный уровень)».
― Хорошо, что демоверсия ЕГЭ по математике вот уже три года не меняется: неизвестно еще, как ее будут менять, ― так начал лекцию эксперт. ― К демоверсии надо относиться правильно: в ней дается уровень сложности, а не тип задачи, которая будет в ЕГЭ. Правда, иногда составители с уровнем некоторых задач не угадывают.
Что нужно помнить о ЕГЭ по математике: во-первых, в разных регионах примерно одинаковый процент решаемости сложных заданий. Во-вторых, геометрия в ЕГЭ ― совсем не новость. Просто несколько лет подряд меняется концепция: сначала была инвариантная задача, затем доказательство и вычисление, потом вдруг ― стереометрия. Сейчас процент решаемости задач по геометрии в ЕГЭ стремится к нулю.
Больше всего ошибок в профильной части ЕГЭ ― в вычислениях. К несчастью, в части В такая ошибка дает ноль баллов. Однако, в отличие от Алексея Семенова, Прокофьев советует педагогам не пользоваться на уроках калькуляторами и активнее тренироваться в счете.
Другие типичные ошибки ― в чтении графиков, в терминологии. Выпускники слабо решают текстовые задачи ― как в 9, так и в 11 классе.
Чем еще, кроме упорных тренировок, можно помочь ученикам? Правильно разработанной стратегией!
― В свое время школьников приучили к тому, что второе задание части C достаточно простое и нужно его решать обязательно. Многие потратили на эту задачу время, выдохлись, а в части В уже мало что могли решить. На сегодня эффективная стратегия такая: задачи 13, 15, 17 ― по силам большинству школьников. Делайте их на свежую голову, в первую очередь. После этого приступайте к заданиям 14 и 16 ― на геометрию.
На лекции «Ключевые проблемы в математическом образовании школьников и как с ними бороться» тоже был аншлаг: на ступеньках аудитории не было свободного места. Иван Ященко, директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы, успел сообщить собравшимся много важного:
― Чтобы решить последнюю задачу ЕГЭ, достаточно просто с шестого класса решать любые занимательные задачки. Причем любые! Вы удивитесь, но даже ученик с низкой математической культурой это сможет.
В чем слабые стороны наших учеников? Неумение читать условия задачи, выполнять арифметические действия с отрицательными числами, а чаще всего ― хроническая боязнь математики. Для тех, кого к шестому классу убедили, что математика не для них, была написана книга «Математика для нелюбителей».
― Не нужно работать со школьником свысока: ты обязан выучить, хотя тебе ничего не светит. Знаете, ведь наша математика на самом деле такая классная! ― воскликнул Ященко. ― Нет такого класса, для которого не найдется подходящей задачи. Важно найти подход: где-то, возможно, приходится дать задачу на объем заряда в автомате Калашникова, зато аудитория будет твоя! Кстати, когда человек проходит отбор в спецназ, он кроме физподготовки должен сдать и несложный экзамен по математике! Сто простых задач, но сдать нужно сто из ста! Простые и практические задачи ― отличный индикатор уровня математического образования. В логарифмическом уравнении ошибается 10 процентов детей, а в задачке про йогурты ― под 30.
― А классические задачки про счетчики воды или электроэнергии? Надеюсь, что учителя уже объяснили детям то, что не объяснили родители, а родители стали посылать детей в банк платить за квартиру!
Для тех, кому жизненно важно не натаскивать, а развивать, была очень полезна лекция «Эффективные педагогические инструменты реализации Концепции развития математического образования в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон». Ее прочла руководитель отдела основного общего образования центра СДП «Школа 2000…» ФГАОУ ДПО АПК и ППР, соавтор курса алгебры Петерсон для 8-9 классов Марина Рогатова. С марта педагогическое сообщество ждет обновления федерального перечня: вероятно, в него войдут долгожданные учебники Петерсон для средней школы. Что касается самой программы, то с ней все построено по технологии деятельностного метода обучения. Есть проверенная схема из четырех уроков: урок открытия нового знания, на котором дается проблема, а детям предоставляется возможность ее принять и решить; урок рефлексии, где дети учатся применять новые знания; урок построения системы знаний ― обобщение, на котором отрывочные знания связываются воедино, и урок развивающего контроля, на котором ребенок учится сам оценивать уровень освоения темы.
На уроке рефлексии, как и в традиционной системе, детям дают самостоятельные работы, но не с целью контроля, а с целью освоения, применения, поэтому за такие работы ставят только положительные оценки. Программа предусматривает многообразие заданий, что позволяет не усложнить, а наоборот, снизить нагрузку ребенка. На уроках математики ученики вовлекаются в «открытие» новых знаний:
― Дети на уроке должны понять, что им жизненно необходима новая формула ― например, геометрической прогрессии, ― объясняла Марина Рогатова.
В заключении дня все педагоги перешли к практике: задачи профильного уровня ЕГЭ-2017 решали с доцентом МГУ Валерием Панферовым, задачи с параметром разбирали с заместителем генерального директора издательства «Легион» Сергеем Кулабуховым, проблемы преподавания теории вероятности обсудили с профессором, доктором физико-математических наук Дмитрием Номировским.
Александра Чканикова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии