Рейтинг@Mail.ru

27 марта 2018 г.

День учителя начальной школы (день 2-й)  Программа дня

Всего участников: 554

Репортаж

В этот день в Москве с самого утра валил густой снег – и тем не менее, весну никто не отменял. Совсем скоро учителей начальной школы ждут весенние хлопоты: итоговые контрольные, диагностики, ВПР. Неудивительно, что все секции марафона были посвящены чисто практическим задачам.


Первая такая задача – подготовка учеников к выполнению метапредметных диагностических работ. Если верить результатам международных мониторингов, то мы по-прежнему лидеры в начальном школьном образовании. Однако метапредметные задачи в тех же мониторингах показывают, что наши дети плоховато умеют проводить наблюдения, строить гипотезы, решать задачи «из жизни», работать с информацией. Педагог-психолог высшей категории и автор многих учебных пособий Елена Вячеславовна Языканова призвала коллег больше внимания уделять диагностическим работам, пусть они и не представляются такими же важными, как официальная итоговая контрольная. Типичные задачи в диагностических работах: преобразование табличной информации в диаграмму, практико-ориентированные задания, задачи на проверку логических умений. Перед учителями замелькали всевозможные примеры задач: прочитайте описание опыта, из таблицы узнайте, какие кружки чаще посещают девочки, а какие мальчики, классифицируйте животных по группам, заполните схему… Вроде все задания знакомые, но почему же успешно справляются с ними только 54 % российских школьников? Просто нужно не натаскивать, а осваивать более мелкие компоненты работы. Например, полезное упражнение: подобрать продолжение фразы, чтобы получилось адекватное правило. Правило может быть и по русскому, и по математике, и по окружающему миру. Самые сложные виды текстов для детей – научно-популярные, самые трудные задания – те, где нужно выбрать из списка утверждений причины и определения, которые доказывают какой-нибудь тезис. Кажется, что подходят все предложенные варианты: ведь в каждом говорится об утконосе, яйцах и вырытых ямках, но выбрать надо одно единственное предложение, которое действительно докажет: утконос – яйцекладущее млекопитающее, которое умеет плавать и рыть землю.

В конце лекции педагоги признавались спикеру: – Нас и самих эти задания в ступор вводят, особенно если допущена какая-нибудь неточность. Например, предлагается выбрать не «ответы», а «ответ». Вот и ломаем головы себе, а потом детям. Чтобы лучше разбираться с утконосами, торфом, углем и другими сложными темами, стоит внимательно выбрать учебник по окружающему миру. Автор курса «Окружающий мир» Александр Александрович Вахрушев поведал учителям о том, как в его учебнике реализованы инновационные подходы и технологии обучения. Если правильно построить урок, дети сами будут ставить перед собой задачи, находить решение, определять цель урока и идти к ней – в общем, все по ФГОС, как по маслу. Учебник в полной мере использует приемы проблемно-ориентированного подхода, формирует целостное представление о мире, выстраивает множественные связи между темами. Казалось бы, основная часть работы уже сделана за учителя – но это не значит, что учителю при таком подходе проще. Просто усилия нужно направить не на то, чтобы тянуть детей к знаниям, а на то, чтобы не мешать им самим протоптать свою дорогу. Лекция старшего научного сотрудника Центра начального образования ИСРО РАО Владиславы Юрьевны Романовой была посвящена проблеме коммуникативной грамотности младшего школьника. Адекватное ведение диалога – это навык, который подчас и взрослые не способны освоить в полной мере. А как в ребенке воспитать внимательное отношение к слову, научить выбирать подходящую интонацию в разных ситуациях общения? Придется потратить немного времени на уроках русского языка и разобрать ряд наглядных ситуаций! Например, вместе прочитать отрывки из писем и сообразить, кому они могли бы быть адресованы – родственникам, далеким уважаемым взрослым, сверстникам? Заодно решить, уместно ли сегодня обращаться в письме к однокласснику так, как обращался Чехов к своим друзьям – «многоуважаемый Иван Петрович», «Любезная моя Анюта»? Для закрепления материала полезно дать детям письмо одного девятилетнего мальчика другому, написанное в официозно-высокопарном тоне, и предложить переписать его на более «человеческий» манер. Ну хорошо, письма можно писать как угодно, а в школе вести учебный диалог придется по всем правилам! Здесь задействован целый комплекс навыков: предъявить собственную позицию, анализировать и сравнивать чужие мнения, построить обобщения, найти общее. При этом важно удержаться от перебиваний и реплик, уважительно отнестись ко всем высказанным мнениям, даже если большая их часть кажется совершенной чушью. Для этого полезны задания, в которых предлагается несколько мнений, но ни одно не верно, или верны все, или требуется кое-что уточнить. Здесь важно, чтобы учитель задавал классу правильные вопросы: «Кто считает, что права Маша? А кто хотел бы задать ей уточняющий вопрос? А есть ли третьи мнения? А кто может обобщить?» Тему коммуникативной грамотности продолжила коллега Романовой Елена Эдуардовна Кочурова – но речь пошла уже об уроках математики, а не русского языка. Если присмотреться, во всех математических заданиях есть важнейшие коммуникативные посылы: выскажи предположение, сформулируй идею, выскажи свое мнение, проверь, обсуди… Та же банальная, отчасти навязанная игра в магазин приобретает сейчас особое значение: в магазине важно не просто верно посчитать, а еще и правильно коммуницировать в ситуации. Даже решая задачи и измеряя длины отрезков, дети могут обучиться ключевым коммуникативным приемам. Для этого учитель должен использовать малейшую возможность, чтобы давать детям работать в парах и группах. – Знаете, ведь многие задания могут быть решены в паре, даже если в учебнике напротив них не стоит специального значка! Например, один человек измеряет отрезки, другой анализирует и выбирает правильный ответ. А при работе с дидактическими наборами на каждом шагу возникает ситуация, когда важно спрашивать, советоваться, высказывать мнения, анализировать, критиковать. Но как же быть, если один будет только измерять, а другой только записывать? Ведь не всему научатся! Елена Эдуардовна отвечает: всему они научатся, и даже более того, они будут более ответственно подходить к делу, если возникнет риск подвести партнера.

Вторая половина дня была посвящена подготовке к ВПР. Своим личным опытом поделились с аудиторией педагоги московских школ Наталья Ивановна Ожогина (Школа Марьина Роща им. В.Ф. Орлова) и Анна Викторовна Тарасова (Школа № 1474). К счастью, в этом году ВПР по всем предметам для 4 классов будут проводиться в штатном режиме. Никаких дополнительных бланков и стрессовых факторов, решение на обычных печатных листочках. Только проверка будет проводиться расширенным составом, чуть больше нагрузки на учителей, нужно быстро и точно внести результаты в базу данных… – Все затруднения касаются нас, а не остальных участников образовательного процесса, – подчеркнула Анна Тарасова. – Поэтому давайте не будем сеять панику. Все наши волнения передадутся ученикам и родителям, а это никому не полезно. Еще раз было отмечено: на итоговую оценку ученика результаты ВПР не должны влиять ни в коем случае, цель ВПР – мониторинг, а не очередная «облава» на неуспешных учеников. И несмотря ни на что, готовиться к ВПР лучше с первого класса. В прошлом году ВПР по математике написали 1 млн 300 тысяч детей, из них двойки получили всего 2 процента, и по мнению эксперта, это дети с пограничным состоянием здоровья – например, с аутизмом. Приятная новость: границы отметок определены достаточно мягко. Пятерка ставится от 13 баллов при максимуме 18, то есть, ребенок имеет право получить пятерку, ошибившись на целых 5 баллов. Двойки ставим за 5 баллов и меньше – но нарешать на 6 баллов может практически каждый. По статистике, самые трудные задания под номерами 3, 8, и 11. В последнем задании правильный ответ находится сравнительно быстро, но непонятно, как записать условия, как представить решение: единого шаблона нет, нужно показать свой способ. Много ошибаются дети в задании 4 – на сравнение величин и основные единицы измерения. Что касается окружающего мира, то здесь был выявлен парадокс. Почему-то ВПР по всей стране дети пишут гораздо лучше, чем НИКО (независимый мониторинг качества): не все могут правильно подписать части тела человека, указывают, что на территории России в естественной среде живут жирафы, бегемоты и броненосцы… В общем, приходится признать, что результаты ВПР трудно назвать объективными. Откуда иначе в регионах стабильные 50 % отличников в каждом классе? – Дорогие коллеги, преувеличивая результаты детей при заполнении итоговых таблиц ВПР, мы сами себе роем яму, – отметили спикеры. – Рособрнадзор ждет от нас правды, а не искусственно завышенных результатов. В этом году ВПР по окружающему миру гораздо сложнее предыдущей версии – и это отчасти потому, что мы сами спровоцировали ее усложнение. Такими темпами, и изменения в процедуре проведения и оценивания ВПР станут вполне вероятны. Что касается ВПР по русскому языку для второклассников, то, хотя приказов пока нет, уже ясно, что ждет учащихся. Списать текст из 5-6 предложений с учетом орфографических норм (списал без ошибок – 3 балла, допустил больше 4 ошибок – 0 баллов). Соблюсти пунктуационные нормы (нет ошибок – 3 балла, 3 ошибки – 0 баллов). Списать слова, расставив в алфавитном порядке. Выполнить задания по фонетике, разделить слова на слоги – к счастью, слова пока достаточно простые, без «подковырок». В целом, в установленный срок ребенок должен справиться, если он не отвлекается, не в первый раз выполняет все эти задания, хорошо читает, не имеет нарушений фонематического слуха – а вот много ли таких детей в вашем классе, покажет практика.

Тему ВПР по русскому и математике продолжили сотрудники ИСРО РАО Марина Ивановна Кузнецова и Оксана Анатольевна Рыдзе. Они дали учителям основные правила повторения и обобщения пройденного: ведь в конечном счете это и есть основная задача при подготовке к ВПР, а вовсе не демонстрация высоких результатов. Важно – готовиться по всем темам, а не только по сложным; отводить на повторение достаточное количество времени; не пугать предстоящей работой, а стараться навести порядок в головах учеников, чтобы написание проверочной работы не было для них чем-то новым и неизведанным. В завершении дня учителям предложили вспомнить и о внеурочной деятельности. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ Зоя Борисовна Редько рассказала, каким образом задачи по комбинаторике помогут сформировать УУД у младших школьников. При помощи ярких и занятных задачек показала преимущества системного перебора перед стихийным, показала, как развить у детей речь и логику при решении комбинаторных задач – да-да, прямо с первого класса, в перерывах между подготовкой в ВПР и метапредметным диагностикам.

Александра Чканикова


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Издательство «Экзамен»

Лекция

Практика подготовки учеников начальной школы к выполнению метапредметных диагностических работ

ЯЗЫКАНОВА Е. В., учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 1208 г. Москвы им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007, 2014 годах в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Инновационные подходы и технологии в курсе Вахрушева А.А. «Окружающий мир»

ВАХРУШЕВ А. А., член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, к.биол.н., доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, автор УМК по окружающему миру


Интернет портал «Школьная видеотека Разумного» и youtube канал RazumDV

Лекция

Использование ИКТ в образовательной и воспитательной работе учителя начальных классов

РАЗУМНЫЙ Д. В., к.п.н., автор-разработчик учебного видео, редактор портала «Школьная видеотека Разумного»


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Коммуникативная грамотность младшего школьника: пути формирования на уроках русского языка

РОМАНОВА В. Ю., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Издательство «Национальное образование»

Лекция

Всероссийские проверочные работы. Окружающий мир: организация итогового повторения

СОЛОВЬЕВ Р. Б., методист ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», учитель ЧУ ОО «Медико-биологическая школа “Вита”»


 19636%
 407%
 14226%
 15428%
 183%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Издательство «Экзамен»

Лекция

Особенности подготовки к Всероссийской проверочной работе по русскому языку и математике во 2-ом классе. Из опыта работы учителей начальных классов

ОЖОГИНА Н. И., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, ГБОУ «Школа Марьина Роща им. В.Ф.Орлова», г. Москва, член совета Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы, автор учебных пособий для подготовки к ВПР по русскому языку;
ТАРАСОВА А. В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, ГБОУ «Школа № 1474», г. Москва, член Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы, эксперт материалов участников Приоритетного национального проекта «Образование», автор учебных пособий для подготовки к ВПР по русскому языку


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Достижение метапредметных планируемых результатов начального общего образования средствами информатики

ПАВЛОВ Д. И., старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ), соавтор УМК «Информатика для всех» под ред. А.В. Горячева


Издательство «Просвещение»

Семинар

Организация контрольно-оценочной деятельности средства УМК «Школа России», «Перспектива»

БОЙКИНА М. В., преподаватель кафедры начального, основного и среднего образования СПбАППО, автор учебников и пособий в области дошкольного и начального образования


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Коммуникативная грамотность младшего школьника: пути формирования на уроках математики

КОЧУРОВА Е. Э., к.п.н., старший научный сотрудник Центра начального образования ИСРО РАО


Издательство «Стади-Центр»

Лекция

Формирование коммуникационной компетентности обучающихся младших классов посредством игровых технологий

КИСЕЛЕВА О. В., учредитель и генеральный директор образовательной компании «Стади-Центр», учредитель детского творческого фестиваля «Москва объединяет друзей», автор образовательной программы дополнительного образования детей


 11623%
 357%
 10019%
 10120%
 16231%
13:45 – 15:00

Издательство «Национальное образование»

Лекция

Всероссийские проверочные работы. Русский язык и математика: особенности итогового повторения курса начальной школы

КУЗНЕЦОВА М. И., д.пед.наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ИСРО РАО;
РЫДЗЕ О. А., к.п.н., старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Проектная деятельность в начальной школе

МАТВЕЕВА Н. В., к.п.н., старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), автор УМК по информатике для 2‒4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции, член Федерального экспертного совета Минобразования РФ, награждена почетной грамотой Министерства образования РФ


Издательство «Просвещение»

Семинар

Возможности формирования положительной мотивации младших школьников к изучению русского языка

КАНАКИНА В. П., к.п.н., доцент, автор курса «Русский язык» УМК «Школа России»


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Развитие логического мышления младших школьников в курсе «Математика»

НЕФЁДОВА М. Г., заведующий редакцией математики и информатики Корпорации «Российский учебник», автор учебников, методических и дидактических пособий по математике системы УМК «Планета знаний»


Лекция

Формирование УУД у младших школьников в процессе внеурочной деятельности» (На примере пособия «Учимся решать комбинаторные задачи» для учащихся 1‒4 классов)

РЕДЬКО З. Б., к.п.н., доцент кафедры математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ


 5110%
 19537%
 13326%
 6312%
 8015%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии